САМЫЙ НУЖНЫЙ НОМЕР

1 месяц ago Администратор 0

О том, как спасают людей по телефону 112 в Братске

Служба 112 – это российский аналог «911». С 2012 года единый телефон для вызова экстренных служб впервые начал работу в России. Два года назад эти три цифры стали активно использовать жители Иркутской области и Братска. За последние пару лет именно этот номер стал единственным и общедоступным из любой точки города, по которому можно попросить о помощи, даже если на балансе мобильного телефона нет средств. Как работает братская служба «112», кто помогает братчанам действовать в экстренных ситуациях, находясь на другом конце телефонной линии, и почему диспетчер службы спасения задает так много вопросов – об этом читайте в нашем материале.

ПОМОЧЬ ЗА 100 СЕКУНД

Тишину в диспетчерской прерывает звук экстренной сирены. На экране рабочего монитора тут же начинает пульсировать красная кнопка «принять вызов». Это значит, что на том, конце провода кому-то нужна помощь. По регламенту у оператора есть всего восемь секунд, чтобы ответить.

«Служба 112. Слушаю. Что у вас случилось?» – с этой фразы Алена Хохлова начинает каждый разговор. В Энергетике пожилой женщине стало плохо, высокое давление. Один за одним диспетчер начинает задавать вопросы, выясняет адрес, возраст, симптомы, есть ли домофон на подъезде. По четкому алгоритму Алена заполняет «карточку вызова», чтобы в автоматическом режиме моментально отправить его на подстанцию скорой помощи. Буквально через пару секунд экстренный сигнал за соседним столом. Оператор Кирилл Лесничук принимает звонок. Прохожие увидели, что возле магазина на Жукова упал мужчина, потеряв сознание. Как вызвать скорую с мобильного телефона, очевидцы сообразили не сразу, зато с ходу вспомнили о номере «112».

Между вызовами, когда выдается свободная минута, спрашиваю Алену о рабочих буднях. Девушка уже год трудится в Единой дежурно-диспетчерской службе города. Говорит, одна смена редко когда похожа на другую. В тот день, а это была середина рабочей недели, за семь часов работы оператор приняла уже 53 вызова. Большая часть передается в экстренные оперативные службы, но иногда происходят не совсем рядовые ситуации.

— Самые простые звонки – это самые стандартные ситуации: вызов скорой помощи, полиции, пожарных. Когда заблудился человек уже посложнее. Надо уточнить у него, где находится, что рядом. Был у нас недавно случай, мужчина застрял на льду водохранилища. У него перестал работать снегоход, он не мог объяснить даже, где он находится. Единственное что он мог сказать это в районе Зябы, — рассказывает о рабочих буднях оператор службы «112» Алена Хохлова.

СЛУЖБА СПАСЕНИЯ

Единая дежурно-диспетчерская служба и Центр обработки вызовов Системы -112 — это место, куда оперативно и круглосуточно стекается вся оперативная информация обо всех происшествиях в городе. Если раньше, попав в ДТП, пострадавшему нужно было обзвонить скорую, полицию, вызвать пожарную службу по порядку и сообщить о случившемся, то сейчас достаточно набрать только один номер «112» с мобильного или домашнего телефона. На обработку вызова уходит меньше двух минут: 75 секунд на опрос и еще 30 секунд, чтобы отправить полученную информацию. Как только оператор закончил разговор, карточка нажатием одной клавиши отправляется во все необходимые службы.

— При работе с каждой службой у нас есть определенный алгоритм, с опытом работы он у каждого нашего оператора уже в голове. При поступлении звонка составляется карточка информационного обмена и в автоматизированном виде отправляется в экстренную службу. Дальше на мониторе мы следим: приняла или не приняла диспетчерская этот вызов. Если экстренная служба приняла «карточку» вызова, то она окрашивается у нас определенным цветом, служба открыла «карточку», у нас уже высвечивается, что началось реагирование, — рассказывает начальник ЕДДС Братска Екатерина Быкова.

Такие службы «112» есть по всей стране, они работают по принципу «одного окна». В единой дежурной-диспетчерской службе Братска только за прошлый год приняли более 90 тысяч звонков. Обычно это порядка трехсот сообщений в сутки. Но бывает, когда красная кнопка на мониторе диспетчера практически не умолкает. В дни коронавирусной пандемии в октябре и ноябре количество звонков на номер 112 превысило 500 звонков в сутки.

— Стрессоустройчивость, хорошее знание города, а также умение оперативно принимать решение – вот, пожалуй, те качества, которые являются главными для операторов службы «112». Нужно уметь слушать человека, быстро выделять главную информацию, потому что люди в панике бывает очень много говорят, кричат, говорят урывками, не могут сказать, где находятся они. Вот здесь нашим сотрудникам приходится по каким-то деталям ориентироваться и понимать, куда и какую направлять экстренную службу, — добавляет Екатерина Евгеньевна.

Однажды зимой оперативный дежурный ЕДДС на расстоянии спас жизнь мужчине, вспоминает начальник службы. Пенсионер возвращался из гаража в Падуне, и решил сократить путь. На безлюдной дороге мужчина упал и сильно повредил ногу. Единственное, что он смог сделать позвонить по номеру «112». Спасательная операция продолжалась больше часа. В сильный снегопад пострадавший не мог назвать свое точное месторасположение, а от боли почти потерял сознание. Оперативному дежурному удалось по телефону помочь бригаде скорой помощи найти мужчину. История благодаря профессионализму сотрудников ЕДДС завершилась благополучно.

«СЛУЖБА «112» НЕ СПРАВОЧНАЯ!»

Иногда горожане путают службу «112» со справочным бюро, отвлекая тем самым от важных звонков. Операторы могут дать консультацию и подсказать телефоны служб жизнеобеспечения города, но не знают, например, номера телефонов определенного отделения какой-то из больниц. Номер «112» стоит набирать только в экстренной ситуации, а в остальных случаях, когда время терпит, можно воспользоваться справочниками.

И помните, что номер «112» не отменяет существующие номера служб экстренного реагирования. Вы также можете звонить напрямую со стационарного телефона по номерам 01, 02, 03, 04, или с мобильного телефона «101», «102», «103», «104».

Наталия ЗАХАРОВА