АНДРЕЙ АГУНОВИЧ: «НА МЕСТЕ ДТП ВОДИТЕЛЬ ЕЩЁ НЕ ОСОЗНАЁТ СВОЮ ВИНУ. ОСОЗНАНИЕ ПРИХОДИТ ПОЗЖЕ»

3 года ago Администратор 0

Мы ежедневно получаем сводки происшествий и читаем новостные ленты. Начало 2021 года выдалось аварийным настолько, что одна авария оказывалась серьезнее другой. Количество происшествий с погибшими бьёт многолетние рекорды. Ситуация на дорогах города и района никогда не была спокойной: федеральные трассы, проходящие через Братск, всегда вызывали желание обогнать, посильнее надавить на газ, а иногда и расслабиться за рулем. О проблемах братских дорог и «слабых» местах местных автомобилистов мы поговорили с врио начальника ОГИБДД Братска, подполковником полиции Андреем Юрьевичем Агуновичем.

— Андрей Юрьевич, какая сейчас сложилась обстановка на дорогах Братска и Братского района?

— На дорогах ситуация сейчас сложная. За три месяца на нашей территории произошел рост аварийности. Хоть и отмечается снижение количества ДТП с пострадавшими (с января по конец марта 46 человек пострадали), но число погибших стало больше, рост составил 260%. Это очень большая и серьезная цифра. На 31 марта у нас на дорогах Братска и района погибло 22 человека, в прошлом году за это же время было шесть погибших. Степень тяжести аварий выросла в четыре раза, в каждом ДТП с погибшими по несколько жизней оборвалось.

Основная причина этих происшествий – это несоблюдение скоростного режима, грубые нарушения правил дорожного движения, такие как выезд на полосу встречного движения, не выбранная безопасная дистанция при неблагоприятных погодных условиях. Одним из факторов, который отягчает последствия аварий является пренебрежение ремнями безопасности участниками дорожного движения, как водителями, так и пассажирами.

— Если раньше аварийным участком считалась трасса «Вилюй», проходящая через Братск, то, судя по последним авариям, которые случились в этом году, аварийность переместилась в Братский район.  

— В нашей зоне обслуживания более 4000 километров автодорог. Это дороги не только муниципального и регионального значения, куда входит, например, вся улично-дорожная сеть города Братска и населенных пунктов Братского района, дорога Братск-Усть-Илимск, Тайшет-Чуна-Братск, Седаново-Кодинск, Полукольцо.  А еще 266 километров федеральной автодороги «Вилюй», где люди, случается, пренебрегают безопасностью и увеличивают скорость. Мы каждый месяц проводим анализ, определяем как потенциально опасные места на этих автодорогах, так и места концентрации дорожно-транспортных происшествий, которые находятся под особым вниманием со стороны инспекторского состава.

На сегодняшний момент на «Вилюе» 2 места концентрации ДТП – это 214 км в районе гипермаркета «Эй-Би», где за прошлый год произошло 4 дорожно-транспортных происшествия и пострадали 10 человек. Например, 9 июля в одной аварии  на этом участке пострадали 4 человека, в том числе трое детей. Еще один участок — 227 километр перед Падунским мостом возле Южного Падуна, где 14 февраля погибли двое студентов.

— Каждая авария так детально разбирается или только наиболее серьезные?

— У нас есть федеральная база учета ДТП, куда вносятся все дорожно-транспортные происшествия, и с пострадавшими, и без. Разбираемся в каждом: анализируем условия, выявляем причины. Работаем с собственниками автодорог: выясняем, какие сопутствующие факторы могли повлиять. Это может быть несоответствие состояния дороги, отсутствие горизонтальной разметки, отсутствие освещения, плохое содержание дорог. Если в аварии пострадали несовершеннолетние, то здесь уже проводится работа со всей системой профилактики, подключаются наши коллеги – инспекторы по делам несовершеннолетних, информация направляется в департамент образования, в учебное заведение.

— Происшествий с детьми много случилось в этом году?

— На сегодня мы имеем рост детского дорожно-транспортного травматизма. 13 несовершеннолетних пострадали и один ребенок погиб. В прошлом году  также был один летальный случай с ребенком-пассажиром. В этом году третьего января семья, родители и двое детей, ехали на новогодние каникулы из поселка Чунский. Перед Вихоревкой отец уснул, и машина въехала в ограждение. Как выяснилось, водитель был с признаками алкогольного опьянения, ребенок не был пристегнут, он в это время спал на заднем сидении. Спустя две недели несовершеннолетний пассажир умер в больнице. Это показательный пример безалаберности родителей.

В другой январской аварии ребенок выжил только благодаря тому, что был пристегнут. 15 января на автодороге Вилюй в районе поворота к селу Тангуй произошло лобовое столкновение автомобилей Toyota Highlander и Lexus. Муж и жена, родители этой девочки, погибли. Следствие установило, что пожилой житель Усть-Кута, управлявший внедорожником, выехал на полосу встречного движения. Из-за чего погиб сам, погибла его супруга и семейная пара в «Лексусе». Семилетнюю девочку спасло детское удерживающее устройство.

— Нередко дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Чаще это происходит по их вине или водители не спешат уступать дорогу юным пешеходам?

— Далеко не во всех ДТП виноваты дети. Из двенадцати происшествий в шести — дети были пассажирами, а еще 4 аварии произошли на нерегулируемых пешеходных переходах, где дети идут по правилам, по тем местам, где им положено, но водители у нас невнимательны. Есть и дополнительные факторы, влияющие на аварийность на пешеходных переходах. Зимой это снежные валы (большие кучи снега ближе 10 метров к пешеходному переходу), которые ограничивают обзор водителю и пешеходу. Водитель поздно видит, когда ребенок начинает переходить дорогу.

В школах мы очень много проводим профилактической работы с детьми, я сам лично недавно был на такой встрече. Но всё же многое идет из семьи. Некоторые родители учат ребенка правилам перехода дороги, заботятся о безопасности, ребенок ходит в школу в светоотражающем жилете. У некоторых даже значков нет на рюкзаке. Мы сейчас ведем работу с департаментом образования, чтобы детей из социально неблагополучных семей можно было обеспечить светоотражающими повязками и их было хорошо видно на дорогах в утреннее и вечернее время.

— На одной из последних комиссий, посвященных безопасности дорожного движения, вы обозначили около десятка аварийных мест в черте города. В этот список попали и несколько пешеходных переходов.

— Да, к примеру нерегулируемый переход на улице Мира напротив дома №5 «а». Это место концентрации дорожно-транспортных происшествий. За прошлый год там было четыре наезда на пешеходов, во всех случаях люди были травмированы. Сейчас дорожный надзор ГИБДД Братска определяется с технической возможностью, как обезопасить это место. Беспокоит пешеходный переход возле Медицинского училища на улице Гагарина. В 2020 году там было зафиксировано два наезда на пешеходов и один на велосипедиста. В этом году там сбили ребенка. По оснащенности нельзя сказать, что там все плохо: есть освещение, знаки стоят. Аварии там происходят в основном в вечернее время из-за невнимательности водителей.

Как вы считаете, чего не хватает на дорогах Братска?

— Конечно, хотелось бы, чтобы было светодиодное освещение, как на «Вилюе», хотелось бы большего внимания к качеству дорожного покрытия. Сейчас вы видите, весной у нас в некоторых местах асфальт вместе со снегом сошел. Во-вторых, благоустройство пешеходных переходов. Чтобы у нас пешеходы были в безопасности и были защищены. Мы совместно с Дорожной службой, с администрацией ведем работу по благоустройству пешеходных переходов. Выезжаем, обследуем, где нужно дорожное ограждение, чтобы пешеходы у нас не по диагонали шли, а по переходу, где нужно хорошее освещение, где требуется обновление дорожных знаков.

— Всё чаще в сводках происшествий участниками и виновниками дорожно-транспортных происшествий становятся водители в алкогольном опьянении. Что говорит на этот счет статистика ГИБДД?

Действительно, большую опасность на дороге представляют водители в алкогольном опьянении. По сравнению с прошлым годом выявлено больше на 37 человек в алкогольном опьянении. За три месяца уже 324 человека. 49 водителей задержаны нашими инспекторами повторно. Когда они садятся за руль в таком состоянии, они не понимают, не осознают этого, но алкоголь попал в организм, и у него появилось бесстрашие какое-то. Я выезжаю сам на дорожно-транспортные происшествия. Помните, 14 февраля на «Вилюе» погибли двое студентов? Водитель, находясь в состоянии опьянения, остановился на остановке, взял троих попутчиков. Все закончилось трагично. Я с ним лично беседовал в тот день на месте аварии, он тогда даже не понимал, что сделал. Всё приходит позже, когда возбуждается уголовное дело и избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

— Как считаете, должно ли быть более жёстким наказание в отношении пьяных водителей?

Сейчас уже рассматривается такой законопроект, и я его полностью поддерживаю. По действующему законодательству в первый раз, когда он попался пьяным за рулем, ему выписывается административный штраф, он лишается права управления транспортным средством на 1,5 года.И только, если он попадается повторно пьяным за это время, уже ему грозит уголовное наказание.

49 человек, которые повторно привлечены в этом году за управление в алкогольном опьянении — это люди, постоянно употребляющие алкоголь. Они не делают выводов из первого наказания. Профилактическая работа с такой категорией людей, как показывает практика, бесполезна. Он поймет, если в отношении него ужесточить наказание, если он получит реальный срок и окажется в местах лишения свободы. А 30 тысяч штраф — он сейчас не соизмерим с тем вредом и с теми последствиями, которые бывают в ДТП с пьяными водителями.

Пару примеров только приведу: на улице Наймушина водитель «Тойоты» в состоянии опьянения сбил мужчину, тот погиб на месте. 30 марта на трассе Братск-Усть-Илимск житель Иркутска, будучи в опьянении, выехал на встречку и допустил столкновение с «Ладой Ларгус», в котором погибли молодой парень и мужчина.

— Проблема дефицита кадров коснулась Братской Госавтоинспекции?

— Всего у нас 111 человек личного состава. Восемьдесят один сотрудник – это инспекторы, которые ежедневно несут службу на улице на дорогах города и района. В связи с ростом аварийности был пересмотрен график несения службы, но дежурные экипажи у нас работают и в дневное и в ночное время. На сегодняшний день все должности укомплектованы. Стараемся, чтобы люди не уходили, потому что понимаем, что работа сложная и требует опыта и профессионализма.

— Вы очень часто призываете братчан звонить в дежурную часть ГИБДД и сообщать о подозрительном поведении водителей и прочих ситуациях на дорогах. Люди активны в этом плане?

— Очень! Это хорошая гражданская позиция. И нам такая помощь от граждан очень нужна. Сейчас у всех есть регистраторы, мобильные телефоны. Люди снимают, обращаются к нам с видео и фотографиями нарушителей. Главное, чтобы был виден государственный знак, марка, дата и точное время. Это те данные, благодаря которым мы можем установить нарушителя и привлечь его к административной ответственности.

— Как руководитель госавтоинспекции города поделитесь, пожалуйста, мнением о культуре наших водителей.

— Могу сказать, что народ начал больше пользоваться ремнями безопасности. Сам езжу по городу, обращаю на это внимание. Стали чаще использовать детские удерживающие устройства. А лихачи есть, были и будут. В основном, это  молодые люди в возрасте до 25 лет, которые недавно получили права и своеобразным способом тестируют возможности своего автомобиля и своего безрассудства. Постепенно водители становятся более воспитанными. Люди, видя в средствах массовой информации аварии, хоть чуть-чуть, но начинают задумываться. Я не припомню рост аварийности почти в 300% на дорогах за последние годы. Пока люди не поймут, что нельзя нарушать, что от их действий, от их чрезмерной уверенности в своих силах и в силах своего транспортного средства, могут погибнуть они сами и другие люди, будут печальные последствия.