В СЕТЯХ ОБМАНА: О ТОМ, КАК МОШЕННИКИ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ

3 года ago Администратор 0

Ежедневно в полицию Братска обращаются до десяти человек, обманутых телефонными аферистами. Попавшие в «психологический капкан» и давшие слабину в разговоре с незнакомцами остаются без личных сбережений, берут на своё имя многотысячные кредиты и займы, которые им потом предстоит отдавать банкам ни один год. Суммы, заработанные на доверчивости братчан, только за одну неделю могут превысить миллион рублей. Но самый тревожный факт, по словам полицейских, что на удочку мошенников попадаются уже не пожилые бабушки и дедушки, а вполне, казалось бы, адекватно оценивающие обстановку люди среднего возраста и среднего достатка. Водители, менеджеры, продавцы, воспитатели и учителя. Этот материал для всех. Особенно для тех, кто думает, что всё знает о мошенниках и никогда не встретит их на жизненном пути.

 

ИЗ БАНКА НЕ ПОЗВОНЯТ

Запомните раз и навсегда эту фразу: «Сотрудники службы безопасности банка никогда не звонят своим клиентам!» А сейчас мошенники именно этот предлог чаще всего выбирают для разговора со своей жертвой. На том конце провода вас начинают «обрабатывать», сообщая сначала для убедительности персональные данные, а потом, убеждая, что деньги с вашей карты или счета пытаются похитить какие-то злые люди. В страхе потерять свои накопления большинство людей уже на этом этапе общения с мошенником попадают в разряд жертвы.

Мошенники действуют крайне убедительно, с этим уже и не поспоришь. Схемы отработаны и отрепетированы до мелочей, пострадавших сотни тысяч. Поверив в «заботу» банка, жертвы выполняют все указания преступников и сами перечисляют им свои кровные. В соседнем Усть-Илимске женщина, врач в местной больнице, больше месяца делала переводы на номера телефонов, которые ей диктовали аферисты. Сценарий был самый ходовой: позвонили, сказали, что хотят похитить деньги, убедили перевести на «резервные» безопасные счета. Когда пострадавшая пришла в себя, то уже подарила мошенникам почти пять миллионов рублей. Никаких безопасных для ваших денег счетов, как вы уже поняли, не существует. Мошенники диктуют обычные номера телефонов, деньги с которых владельцу уже практически никогда не вернуться.

В ДОЛГАХ И СЛЕЗАХ

Полицейские Братска обеспокоены и тем, что в руки мошенников люди стали попадать по второму разу. Такие случаи были и в Братске. Под давлением телефонных аферистов братчане оформляют займы, которые тут же переводят мошенникам. Масштаб произошедшего понимают, когда становится совсем поздно.

— Как пример: 6 марта гражданин обратился в отдел полиции, его обманули. Всё, разобрались, разъяснили какие причины, возбудили уголовное дело. Проходит ровно два дня – та же самая ситуация, один в один, и уже более крупная сумма! Тут  возникает более глобальный вопрос: первый раз вас обманули, возбуждалось уголовное дело, вы разобрались и осознали, как это происходит? Опять же получаем стандартный ответ или даже зачастую вообще его не получаем, потому что люди находятся в таком шоке после второго раза – уже даже не от самого факта того, что они перевели денежные средства, а оттого, что они сами второй раз это сделали и вновь стали жертвой мошенников, — говорит заместитель начальника полиции Братска по общественной безопасности Олег Духовников.

Если раньше телефонное мошенничество напрямую связывали с местами не столь отдаленными, то теперь обзванивают людей сотрудники «черных колл-центров». Ответственности они не боятся: звонки с помощью IP-телефонии анонимны. Причем звонить могут с реального номера банка, но он не настоящий: с помощью кибертехнологий его просто подменяют. Недавно волна мошеннических звонков маскировалась под номер «горячей линии» Главного управления полиции по Иркутской области. Даже если звонят с «настоящего» номера банка, положите трубку и проверьте его. Подстраховаться можно так: перезвонить по номеру банка, указанного на вашей карте, но набрав его вручную.

НЕ ТЕРЯТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ

Мошенники постоянно совершенствуются и придумывают всё новые способы обмана. Не стоит думать, что сейчас можно попасться только на сценарий с похищением средств с банковской карты. Старые, популярные несколько лет назад мошеннические схемы, по-прежнему работают. Обманутые граждане теряют деньги на биржах, отправляют финансовую помощь владельцам фейковых страниц, покупают авиабилеты и путевки в несуществующих интернет-магазинах, играют в онлайн-казино, некоторые до сих пор верят в жалостливые истории «Мама, я попал в аварию» и «возврата компенсации за купленные некачественные лекарства».

От себя добавим: главное правило в подобных разговорах до банальности простое — доверяй, но проверяй. Обычно мошенники перестают терроризировать жертву и бросают трубку, когда что-то начинает идти не так. Например, вы предлагаете перезвонить, просите назвать фамилию, имя и отчество, и полную должность собеседника или по-другому сбиваете его с толку. Помните: если у банка есть сомнения в том, что операции по карте совершал владелец, он первым делом блокирует карту, а потом разбирается, но не в обратном порядке.

Главное – берегите и любите свои деньги, и не отдавайте их первому позвонившему вам незнакомцу. Единственный способ спастись от мошенников – как можно быстрее завершить разговор, если вам позвонили с незнакомого номера.