ЖИЗНЬ ПОСЛЕ УРОКОВ. РОДИТЕЛИ, БЕЗ ФАНАТИЗМА!

5 лет ago Администратор 0

Буквально через неделю в школах Братска прозвенит первый в новом учебном году звонок. Позади окажется беззаботное лето, а впереди – целых девять месяцев учебы, новых знаний и труда. Для многих родителей именно в сентябре встанет вопрос о внеурочной занятости ребенка. Сколько кружков и секций выбрать школьнику, сколько часов отдать отдыху и разгрузке, как войти в школьный режим. Разобраться нам, родителям, помогают специалисты «Центра развития образования Братска».

ВСЁ В МЕРУ

Не учёбой единой живёт современный школьник. Редко кто из родителей не задаёт себе вопрос: «А нужны ли дополнительные занятия помимо уроков?». И учителя, и школьные психологи однозначно скажут: «нужны». Но жизнь помимо уроков должна строиться на трех важных правилах для родителей – не перегрузи, не навреди и не пускай на самотёк. Дополнительное образование уже сейчас предлагает десятки направлений для развития: музыка, творчество, спортивные секции, языковые школы. Некоторые родители записывают своих детей везде и всюду, перегружая школьников настолько, что время остаётся буквально только на сон.

— Чтобы понять, перегружаете вы своего ребёнка или нет, сравните его занятость с рабочим днём. Например, мы, взрослые, работаем в день в среднем восемь часов. Так и ребёнок. Посчитайте, сколько получится, если сложить время, которое он проводит сначала в школе, сидя за партой, потом в одном кружке, потом во втором. Иногда получается 10-часовой рабочий день. Нужно помнить, что ребёнок, особенно младшеклассник, должен оставаться ребёнком, имея возможность поиграть, погулять или просто отдохнуть перед сном, — советует директор «Центра развития образования» Ирина Кускова.

С одной стороны, к вопросу планирования внеурочной занятости специалисты рекомендуют родителям не оставаться равнодушными и безразличными. И тем более не стоит жалеть школьника, сочувствуя, что он устал после уроков, а лучшим отдыхом будет диван и телевизор. Даже один выбранный дополнительный кружок положительно скажется и на дисциплине, и всестороннем развитии. Вторая крайность, которой грешат многие родители, это, наоборот, слишком большое число внеурочных видов деятельности. Возвращаясь домой после такого режима дня, школьник мечтает лишь об одном — как можно быстрее добраться до подушки…

ОСТОРОЖНО, ПЕРВОКЛАССНИК!

Особое внимание стоит уделить первоклассникам. Ведь для них начало школьной жизни сравнимо с выходом в открытый космос. После размеренной и понятной атмосферы дошкольного учреждения им предстоит освоиться в гораздо большем количестве людей, кабинетов и новых правил. Психологи советуют очень внимательно планировать дополнительные занятия и расписание для учеников-первогодок. Ведь им в первый год учебы приходится тяжело как физически, так и морально.

По возможности первый год учёбы мама или папа должны как можно больше времени проводить с первоклассником. Начиная с первого сентября, вместе готовить одежду, проверять сменную школьную обувь, обсуждать, во сколько ребёнок должен проснуться, а во сколько уже быть в школе. По словам Ирины Кусковой, важно приучить новичка к режиму, привычка следовать определенному графику и режиму определит его дальнейшую успешность.

— Режим дня очень важен именно для первоклассников. Важно, чтобы к тому времени, как ребёнок проснулся, уже был готов завтрак, с вечера была собрана школьная одежда, которую он наденет сегодня. А потом это войдет в хорошую привычку. Если мы в первом классе приучили его к режиму, объяснили ему, за что его будут ругать, а за что хвалить, то в более старших классах и родителям, и самому ребёнку будет легче. У него должно быть и понятное пространство с местом для отдыха, игр, и выполнения домашнего задания, — говорит заместитель директора «Центра развития образования» Юлия Безкровная.

«Ты же должен, ты же большой» — эту фразу родителям первоклассника лучше оставить на потом. Ребёнок, даже переступив порог школы, все же остается ребенком. И для него важнее и полезнее будет услышать от родных, что он со всем справится и всё преодолеет при поддержке своей семьи.

МНЕНИЕ РЕБЁНКА ТОЖЕ ВАЖНО

Об этом «золотом» правиле тоже забывать не стоит. Даже первоклассника, если вы всё же решили записать его на дополнительные занятия, нужно спрашивать. Интересоваться, чем бы он хотел заниматься и что ему интересно. Увидеть склонность и заинтересованность чаще всего под силу и родителям. Тем более что многие дети ещё до школы уже посещают кружки или секции.

Тем, кто постарше, полезно будет научиться делать выбор и нести за сделанное ответственность. Например, тщательно взвесив все «за» и «против», остановиться на секции скалолазания, программирования или автодела. Чем раньше мы научим ребёнка делать выбор, тем легче ему будет дальше в жизни состояться, говорят опытные педагоги.

Наталия Захарова