КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!

3 года ago Администратор 0

Как фотослужба Братскгэсстроя сохраняла историю Братска?

Все кадры, которые мы видим в книгах об истории родного города, в альбомах, посвященных Братску, в музеях и даже на просторах интернета, почти все они сделаны подразделением Братскгэсстроя, без которого мы бы и не узнали, и не увидели, каким было то время. Речь о фотослужбе и первых фотографах Братска. С первых дней создания ее возглавил Николай Иванович Перк – фотограф с творческим взглядом и профессиональным подходом к делу. Первые снимки были сделаны, когда еще и города-то не было. Зато спустя много десятков лет у Братска есть история, запечатленная на тысячах уникальных снимков, с которых улыбаются трудяги-строители, шумит Ангара, растут дома для молодых семей.

ЛЕТОПИСЕЦ БРАТСКА

Имя Николая Ивановича Перка навсегда вписано в историю города. Кем он только не был за свою нелегкую жизнь: техником-геологом, рентгенологом, фотографом лагеря, художником. С 1955 года Николай Перк связал свою жизнь с Братском. Он приехал в молодой город по приглашению самого Ивана Наймушина. «Гидромедведь» заметил талант Перка и позвал его возглавить фотослужбу великой комсомольской стройки.

И в трескучий мороз, и сквозь тучи гнуса, и по непролазным после тяжелой техники глиняным ухабам. Фотографы не пропускали ни одно событие в годы строительства города. На пленку снимали абсолютно все этапы стройки – заливку фундамента, перекрытие этажей, сдачу нового объекта. А еще были совещания, визиты в Братск делегаций важных гостей, торжественные встречи. И люди – они, пожалуй, главные герои этих старых снимков.

Николай Иванович Перк за работой

— Фотографы всегда снимали с разных ракурсов, чтобы потом выбрать лучшие кадры. Из воспоминаний очевидцев нам удалось узнать, что, например, на перекрытия или заливку фундамента всегда выезжали второй или третий фотографы, а сам Николай Иванович Перк выезжал тогда, когда уже были торжественные мероприятия, сдавался какой-то достроенный объект, — рассказывает научный сотрудник музея истории Братска и Братскгэсстроя Никита Заволокин.

«ФОТОГРАФИИ О БРАТСКЕ СМОТРЕЛИ ДАЖЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ»

Первые свои годы фотослужба Братскгэсстроя «жила» в коттедже Перка на улице Набережной. На первом этаже была редакция, проявочный цех и лаборатория для печати. На втором жил с семьей сам мэтр. Коллеги по цеху вспоминают, что иногда он был резок по отношению к результату работы: если качество кадра не нравилось Николаю Ивановичу, он запросто мог порвать на куски распечатанный снимок.

Фотослужба БГС работала в те годы на самой передовой технике. Наймушин понимал важность работы фотографов и обеспечил бригаду хорошими советскими, а потом и японскими фотоаппаратами, проявочными станками и фотобумагой.

— Иван Иванович Наймушин прекрасно понимал: чтобы город Братск был интересен людям, чтобы о нем говорили далеко за его пределами, нужна определенная красивая картинка. Он понимал силу фотографии, что она может запечатлеть любые моменты, что это история. Чтобы через фотоснимки любой человек мог окунуться в эту атмосферу. Что стройка — это не просто стройка, это в первую очередь люди, масштаб, эмоции, юность, молодость. Это и передается с каждой фотографии, оставшейся от фотослужбы Братскгэсстроя, — говорит молодой историк Никита Заволокин.

6 ноября 1979 года в музее в Падуне открылась первая большая фотовыставка с работами Перка. Черно-белые снимки в антураже музея не меняют уже в течение сорока лет. А спустя 8 дней, 14 ноября, Братск потрясла печальная новость: великий фотограф погиб в автокатастрофе. Жизнь творца унесла авария на усть-илимской трассе. В соседний город он ехал по работе, чтобы фотографировать выпуск первой целлюлозы на комбинате. Но до места так и не доехал. Погиб от сильного удара. Похоронили Перка в Братске –городе, ставшем для него родным.

Интерьер музея Братскгэсстроя

ПОСЛЕДНИЕ КАДРЫ

После гибели Николая Ивановича Перка его коллектив еще больше 10 лет продолжал сохранять историю города на своих снимках, бережно следуя традициям, заложенным мастером. В трудные 90-е годы, когда Братскгэсстрой остался без работы и денег, в истории самой фотослужбы была поставлена точка. В один из дней всё оборудование, пленки, архивные снимки просто вывезли на свалку.

Спасти большую часть архива удалось. Последний сотрудник фотослужбы Николай Трофимович Попов привёз и передал уникальную фотонегатеку в фонды Падунского музея. Сейчас в небольших бумажных конвертах хранится более 5000 кадров. В каждом черно-белом квадратике люди, эмоции города, навсегда застывшие исторические события.

Молодой сотрудник братского музея, историк Никита Заволокин уже больше года по крупицам собирает ценную информацию о братскгэсстроевской фотослужбе и ее сотрудниках. В Братске до сих пор живут два человека, живые воспоминания которых о том времени нельзя потерять. Это Николай Трофимович Попов и Лидия Васильевна Дампилова. Обидно будет потерять и сами черно-белые негативы, говорит научный сотрудник. Для хранения пленки нужны специальные условия, температура, иначе лет через десять спасти и оцифровать уникальные моменты с пленки уже будет невозможно.

Историк Никита Заволокин

— Я смотрю на эти фотографии и удивляюсь, как можно неживую стройку показать такой живой! В то время работали настоящие профессионалы. Живые моменты, люди, эмоции на всех фотографиях без исключения, — говорит Никита Заволокин.

Никита вместе с ветераном города Борисом Сергеевичем Сальниковым начали оцифровку богатого музейного архива. Важно не только перевести в цифровой формат с помощью современной компьютерной техники, но и описать происходящее на фото. Навсегда сохранить для истории имена, фамилии и даты тех молодых и счастливых строителей города на Ангаре.

Наталия ЗАХАРОВА