МАСТЕРА ПЕЧАТНОГО ДЕЛА

2 года ago Администратор 0

Каждый год календарь профессиональных праздников открывает День российской печати, который отмечается 13 января. Это важный день не только для редакторов, журналистов, издателей, корректоров – всех, кто в той или иной степени связан с работой в редакциях, но и для тех, благодаря кому «рождается» вся печатная продукция, а братчане могут держать в руках свежую прессу. Уже больше 60 лет флагманом печатного дела является Братская городская типография. Старые линотипные машины с ручным набором букв давно сменила современная техника и компьютерная вёрстка, но люди в печатном деле остались те же – всей душой влюблённые в профессию и дело, которым занимаются ежедневно. Накануне профессионального праздника мы попросили наших коллег-«печатников» рассказать о своей ежедневной работе, которая всегда остаётся загадкой и для читателей, и для заказчиков.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ?

Как театр начинается с вешалки, так наше знакомство с производственным процессом БГТ начинается с коммерческого отдела и с приёма заказа менеджером. Это связующее звено между клиентом и производством, он сопровождает размещённый заказ в течение всего цикла производства, следит за соблюдением сроков и отгрузкой. Именно менеджер решает все важные организационные вопросы: что нужно печатать, когда нужно печатать, в какой бюджет можно уложиться.

— Сначала клиент приходит к нам, мы делаем расчёты, готовим всё в работу и передаём на вёрстку или нашему дизайнеру Елене Макаренко. Так начинается первый этап. Бывает, что заказчик приходит просто с набросками, сделанными вручную, а потом наш верстальщик уже по этим наброскам делает макет. Все отделы типографии всегда работают в связке. Нет такого заказа, чтобы менеджер мог его один исполнить, без помощи наших печатников, — Надежда Осовина, старший менеджер коммерческого отдела Братской городской типографии.

Наталья Подымахина уже 28 лет трудится в БГТ верстальщиком. Пока мы беседовали, Наталья умело расставляла на экране монитора нужные графы и текст для будущего производственного журнала Братской ГЭС. Вместе с коллегой Сергеем Загайновым на этапе вёрстки они формируют текст на отдельные страницы, компонуют его с иллюстрациями и подготавливают оригинал-макет газеты или бланочной продукции.

— У меня в типографии мама работала и тётя, потом я сюда пришла, всему училась сама. Потом дочь моя пришла сюда работать тоже верстальщиком, правда, сейчас она уехала в Иркутск, но также продолжает работать в типографии. Семейная династия у нас получилась такая! Я помню, когда устроилась на работу, в типографии тогда только появилась компьютерная техника. Мне дали первую книгу набирать на клавиатуре. Чтобы научиться быстрее, я приходила домой, рисовала на ватмане клавиатуру и так училась печатать. Сейчас я, конечно, в слепую уже набираю текст, — вспоминает Наталья Подымахина.

ТЁМНАЯ КОМНАТА

Самые печатные дни в типографии – вторник, среда и четверг. В цехе предпечатной подготовки за плотными шторами и в полутьме «трудится» проявочная машина. Одним нажатием кнопки с компьютера, пока ещё виртуальная, газетная полоса оттиском переносится на тонкую офсетную пластину. За процессом внимательно и чутко следит техническая служба типографии в лице Ивана Карчевского. Прежде чем готовая пластина попадёт в печатную машину, её тщательно проверяют.

— Здесь я проверяю правильность подготовки печатного файла. Это очень важный этап, потому что, если неправильно вывести полосы газеты на пластины, не проверить цвета, часть тиража может быть испорчена. Офсетным способом на наших печатных машинах печатаются газеты и журналы, и тиражи в таком случае могут быть практически неограниченными, — говорит начальник цеха предпечатной подготовки Иван Карчевский.

ПЕЧАТНЫЕ МОЩНОСТИ

Вот только несколько цифр: в год Братская городская типография использует 12 тонн краски и почти 400 тонн газетной бумаги. В среду в печатном цехе станки не замолкают практически весь день. Середина недели – самый трудовой день для главной рабочей лошадки типографии – печатной машины «Фактор 90». Оборудование, отличающееся не только высокой работоспособностью и скоростью печати, способно выдать качественный полноцветный продукт. Работа на большом печатном оборудовании под силу только мужчинам, поэтому самый трудоёмкий процесс ложится на плечи печатников Братской городской типографии – Александра Анганзорова, Юрия Климова, Вячеслава Косых и Владимира Московских.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Есть в БГТ цех, где работают сотрудницы с «золотыми руками». Так коллеги говорят о небольшом, но очень важном звене в производственной цепочке – переплётном цехе. Работа кипит практически каждый день. На наших глазах одно за другим переплётчица Ирина Фриз проклеивает обложки для будущих удостоверений, а за соседним столом Ирина Чупина готовит к переплёту только что отпечатанные страницы журнала. Спектр умений переплётчиц типографии впечатляет – они знают все этапы послепечатной обработки. По желанию заказчика именно здесь могут заламинировать, сделать тиснение или фольгирование, сброшюровать, вырезать, склеить.

— В типографии особая атмосфера, если прикипаешь душой, то потом очень трудно отсюда уйти. Вся работа здесь интересная! Например, чтобы сделать только одну книгу, нужно около двадцати процедур провести. Это надо отсчитать, форзац проложить, её проклеить, если книга толстая, то её нужно ещё и прошить. Это всё вручную! Обложку нарезать, правильно её сделать по формату, поставить туда готовый блок, потом смотришь, чтобы ровненько приклеить, чтобы обложка не пострадала. Любой наш продукт – это результат большого труда, — рассказывает о своей работе переплётчик Ирина Фриз.

ФЛАГМАН СЕВЕРА

Свой большой юбилей Братская городская типография отметила в 2019 году. Новая веха и солидный возраст придали печатникам ещё больший стимул для работы. Сегодня Братская городская типография – это большое производственное предприятие, равных которому нет на всём севере области. За рекордами здесь не гонятся. На первое место всегда ставится качество выпускаемой печатной продукции и доверительные отношения с заказчиками. В типографии на Янгеля, 122 печатаются газеты Братска, Братского района, Железногорска-Илимского, Усть-Кута и других городов на севере области. Десятки крупных предприятий и компаний десятилетиями обращаются в БГТ для печати бланков, журналов для работы и учёта, удостоверений.

— Сейчас все типографии не только в области, но и во всей Сибири переживают не простые времена. Каждый год повышаются закупочные цены у наших поставщиков на бумагу, краску, другие расходные материалы. Но наша старается сделать цены для наших заказчиков более лояльными. Испытывает наша отрасль и большой кадровый голод. Молодёжь в профессию приходит редко. Большая часть сотрудников – это самоучки, которых мы выучили на нашем производстве. Из поколения в поколение работники Братской городской типографии передают навыки печатного и полиграфического дела, — отмечает и.о.генерального директора Братской городской типографии Светлана Перетолчина.