НИКОЛАЙ ТРУФАНОВ: «НАШ СЕВЕР – ЗЕМЛЯ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ!»

3 года ago Администратор 0

Недавно в СМИ появилась информация о том, что депутат областного Заксобрания Николай Труфанов обратился к губернатору региона Игорю Кобзеву с инициативой учредить в Иркутской области День бамовца, памятную дату, посвященную всем строителям легендарной Байкало-Амурской магистрали. Установить памятную дату предлагается на 8 июля. Именно в этот день в 1974 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Инициатива Николая Труфанова нашла горячий отклик в социальных сетях и послужила поводом для нашего разговора. Разговора о юности, стройотрядах и любви к Северу.

— Николай Степанович, как Вам пришла идея предложить внести в календарь праздников Иркутской области День бамовца? Почему Вас волнует эта тема?

— Я всю свою жизнь общаюсь с ветеранами-строителями, в том числе и Байкало-Амурской магистрали. В наших северных районах активно работают ветеранские организации строителей БАМа, и мне всегда казался несправедливым тот факт, что у них нет своего праздника, своей памятной даты. Однажды мы затронули эту тему в разговоре с председателем областного Совета ветеранов строителей БАМа Василием Антоновичем Швайкиным, собственно, тогда и появилась мысль инициировать памятную дату. Это ведь будет не просто очередной праздник, которых у нас множество. Этим мы докажем ветеранам, что о них помнят, что их ценят. И эта памятная дата станет прекрасным поводом собраться всем вместе, поделиться теплыми воспоминаниями, рассказать молодому поколению истории тех лет.

— А Вам, как комсомольцу восьмидесятых, строить БАМ не пришлось?

— Отчасти. Магистраль сквозь тайгу не прокладывал, но в 1982 году попал в стройотряд, который направили в Тайшет. Я учился тогда в Иркутском индустриальном техникуме. И вот лето, мы молодые, совсем пацаны, мне тогда было 17 лет, поехали строить железнодорожный разъезд, который как раз находился на участке БАМа. Ехали в поезде с гитарой, пели песни, дружно, весело. Работать было непросто, но интересно. Мы укладывали и подбивали шпалы, чуть позже, когда уже было немного опыта, я работал на компрессорной станции с отбойным молотком. Строительство, укладка шпал, подсыпка щебнем – всё прошли. Помню, за день на солнцепёке наработаешься, устанешь, но вечером все равно на дискотеку. Костры, гитары, студенческая романтика… Тяжелый труд и гордость, что мы — участники большой стройки! Вся страна принимала участие, для нас это было что-то большое, яркое, громкое. Хорошее было время. Был общий подъем, всем хотелось строить, созидать, идти вперед. Тогда это было нормой. Возвращались домой с хорошим настроем, под впечатлением, и с удовольствием учились дальше.

— Но этим ведь Ваш опыт работы в стройотрядах не ограничивается?

— Конечно, нет. После техникума я ушел в армию. Домой возвращался старшим сержантом, старшиной роты. В Иркутске на первое время поселился в общежитии пединститута с товарищами по армейской службе, работал секретарем комсомола автобазы Иркутского горздравотдела, поступил в политех. Один из моих друзей, Юра Бездетко, предложил поехать в поселок Перевоз, в Бодайбинский район в стройотряд. Я согласился с радостью, помня, как здорово было в стройотряде в Тайшете.

Уехал в Бодайбо. Командир нашего отряда не смог приехать, и так получилось, что отряд комсомольцев возглавил я. На Перевозе мы строили теплотрассы, систему водоотведения поселка. В основном это были бетонно-слесарные работы, председатель артели давал задания, и мы выполняли. Объектов было много. Отработали лето, осенью вернулись в Бодайбо и начали работать в механизированной колонне №135. Возглавлял ее Михаил Леонидович Буйнов, человек-легенда, бамовец, награжденный орденом Знак Почета, орденом Трудового Красного Знамени. Мы им восхищались, он был примером для нас, студентов. В Бодайбо работал зональный студенческий отряд, 1200 человек! Командовал им Владимир Иванович Кулеш, позже он стал депутатом Заксобрания. Работал в стройотряде в то время и мой сегодняшний коллега по областному парламенту – Магомед Магомедович Курбайлов. Были у нас и девчонки, одна из них, Светлана Викторовна Коротченко, сейчас председатель Думы Братского района. Многие из тех задорных студентов добились каких-то высот, и основа, стремление достигать результатов, в нас было заложено именно в те годы. Путевку в жизнь нам дали стройотряды, северная закалка. Мы учились думать, принимать решения, идти к цели. Это хороший опыт, который очень пригодился в жизни всем нам.

Из Бодайбо стройотряды шли на Маму, в Киренск. Рубили просеки, строили опоры для ЛЭП, строили мосты и дороги, котельные и теплотрассы, многоквартирные дома и соцобъекты. Писали сметы, самостоятельно делали расчеты. Я ездил туда каждое лето, и нет на нашем севере ни одного участка, к которому бы наши студенты не приложили руку. Нам доверяли наши наставники. Доверяли довольно сложные, ответственные участки работы, доверяли технику, и я считаю, что это абсолютно правильный подход – только на практике, чувствуя ответственность, можно научиться чему-то. В каждом городе своя история. Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Бодайбо, Киренск, Чунский, Ербогачен, Железногорск-Илимский, Мама – это наш Север, мы его строили и развивали. Я горжусь тем, что принимал в этом участие.

— Николай Степанович, а что для Вас север Иркутской области?

— Это моя жизнь. Север стал для меня по-настоящему родной землей. Это моя молодость, первые шаги во взрослую жизнь, первые серьезные дела. И влюблен я в эти места не только потому, что здесь природа, от которой захватывает дух. Здесь люди другие, если брать в масштабах страны, цельные, настоящие. Умеют работать, отдыхать, рыбачить, охотиться, жить в гармонии с природой, любить по-настоящему. Не лукавят, не держат камня за пазухой, обо всем говорят честно и глядя в глаза.

И это касается не только тех, родился и вырос в Сибири. Лучшие люди, со всей страны ехали на Север. Кто бы там что не говорил, ехали не за деньгами. Ехали развивать свою страну, строить новую жизнь. Ехали, потому что верили! Приезжали, строили, шли сквозь тайгу в тяжелейших условиях, создавали семьи и оставались здесь жить. Как у Тихонова, помните? «Гвозди бы делать из этих людей». Только представьте: на строительстве Западного участка БАМа работали двенадцать Героев Социалистического труда, девять из них получили это звание за строительство Байкало-Амурской магистрали. Шестеро бамовцев стали полными кавалерами орденов Трудовой Славы. И это только БАМ! А если мы заговорим про гидростроителей, металлургов, транспортников? По-настоящему ярких, героических историй хватит не на одну книгу!

— Николай Степанович, в соцсетях развернулась дискуссия по поводу даты. 8 июля в России празднуют День святых Петра и Февронии — День семьи, любви и верности. Я понимаю, что это исторически значимая дата для бамовцев, но есть мнения, что два праздника в один день – это лишнее. Вам так не кажется?

— Нет, я так не считаю. Да, 8 июля мы празднуем День семьи, и День бамовца станет как раз тем праздником, который объединит семьи, поколения. Пусть, дети и внуки строителей задумаются и спросят родных: а как там было? Верю, что многие придут на встречу с ветеранами вместе со своей семьей. Я очень трепетно отношусь ко Дню Петра и Февронии Муромских, более того, мы с женой и детьми принимали активное участие в том, чтобы памятник святым появился в Иркутске, под стенами Спасской церкви, около Вечного огня. И считаю, что две памятные даты в один день отлично дополняют друг друга.

— И заключительный вопрос: как Вы видите празднование этой памятной даты?

— Мне бы очень хотелось, чтобы этот день не ограничился только торжественными собраниями в Советах ветеранов-строителей. Наверное, почти в каждой братской, усть-илимской семье, в семьях в других городах есть своя легенда: дедушка, бабушка, отец или мама, которые внесли свой вклад в развитие нашего Севера.

Я очень хочу, чтобы о них узнали, чтобы наши дети видели, каким мужеством обладает старшее поколение, какими решениями и действиями оно добивалось фантастических результатов в созидательном труде. Надо знать свои корни. И чтить их. Людям необходимо общественное признание, признание их трудового подвига.

Время комсомольских строек, рассказы старших товарищей я вспоминаю с особой теплотой. Сложно передать словами весь спектр эмоций, когда я приезжаю в Братск и вижу ГЭС, когда бываю в Усть-Илимске и думаю о том, как строился этот прекрасный город. Люди пришли туда, куда не ступала нога человека, и построили жизнь. Это наша история, а первостроители – достойный пример для молодежи. Если мы хотим развивать Север сегодня, мы должны помнить историю. Равняться на то, что уже сделано и стремиться работать так, чтобы не было стыдно перед нашими ветеранами!

БАМ для жителей Иркутской области – это не просто стройка, пусть и великая. Не просто железная дорога, имеющая огромное значение для всей страны. БАМ – это сотни тысяч человеческий судеб, комсомольская молодость и задор, трудовой подвиг целых поколений, тяжелейшие условия труда и одна большая, общая цель, объединяющая самых разных людей.

БАМ – это одна большая мечта, высокая, светлая. Как умели люди мечтать в то время! Мечтать и воплощать эти мечты в жизнь. Байкало-Амурская магистраль, Ангарский каскад ГЭС, огромные предприятия, целые города – весь север Иркутской области пропитан духом легендарных комсомольских строек. Именно поэтому в наших северных городах, созданных лучшими людьми страны, полными сил, любви и желания изменить этот мир, улицы названы, в том числе, в честь Романтиков, Мечтателей и Энтузиастов.

И что-то мне подсказывает, что День бамовца вполне сможет объединить не только строителей магистрали, но и героев, возводивших другие, не менее значимые, объекты. Людей ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ!

Беседовала Екатерина Лунковская