Платежи по ЖКХ раздуваются как мыльный пузырь

5 лет ago Администратор 0

Коммунальные тарифы становятся всё больше и безумнее
Плата за жилищные услуги, за коммунальные услуги, за обращение с твердыми коммунальными отходами, за капитальный ремонт, за электричество, за интернет, а со следующего года – еще и за благоустройство двора – вот та нагрузка, которая сегодня лежит на рядовых плательщиках. Люди в Братске уже буквально стонут под тяжестью этого груза. И ладно бы всё шло во благо, так нет же – вопросов о том, как и куда тратятся деньги в сфере ЖКХ, с каждым годом всё больше и больше. В рамках депутатских слушаний в Думе Братска масштабно обсуждались некоторые виды коммунальных платежей – вместе со всеми пытался разобраться наш корреспондент.
«ЖКХ съедает полпенсии»
Накануне больших депутатских слушаний с участием руководителей крупных фондов и компаний, связанных со сферой ЖКХ и общественности, наш корреспондент несколько дней посещал один из городских расчетно-кассовых центров, чтобы воочию увидеть и услышать, сколько люди в среднем платят за ЖКХ и что они об этом думают. По нашим наблюдениям, средний чек только за ЖКХ – без электроэнергии и интернета – составляет около 4-5 тысяч рублей. Причем, чтобы вы понимали, в такие кассовые центры в основном ходят пенсионеры, зачастую живущие в квартире одни, а ведь многие жители, у которых большие квартиры, платят через интернет, и там счета могут спокойно достигать 6, а то и 8 тысяч рублей.
— Просто невыносимо. Почти полпенсии отдаю за ЖКХ. Если льгот нет, то очень тяжело платить такие суммы, — говорит один из пенсионеров.
— У меня выходит примерно 5 тысяч, но иногда за отопление приходит большой перерасчет не в мою пользу, говорят, что зима слишком холодной была… Я в это не верю. Иногда за свет вместо обычных 200 рублей 500 выставляют, хотя я его не жгу практически – как тут формировать бюджет при наших скромных пенсиях? Никакой стабильности, — говорит другая собственница.
Здесь стоит процитировать недавнее сенсационное заявление главы Антимонопольной службы России Игоря Артемьева, который сообщил, что по большинству коммунальных платежей население страны переплачивает примерно 100% себестоимости, то есть услуги ЖКХ для россиян обходятся в два раза дороже.
Обложили платежами и реформами
В начислениях разобраться очень и очень трудно. Нестабильно идут платежи за тепло – постоянно потребители вынуждены разбираться в каких-то перерасчетах. У многих не совпадают показания счётчиков – те, кто снимает показания самостоятельно, часто замечают, что им платежи завышают, но доказать ничего невозможно – людей просто никто не слушает, а дозвониться куда-либо практически невозможно.
Общедомовые нужды также вызывают много вопросов, доходит до смешного: за личное потребление электроэнергии человек может платить 50 рублей в месяц, а вот за общедомовые нужды – больше 80-ти. То есть лампочка в подъезде обходится дороже, чем все электроприборы в квартире.
Отдельное волнение связано с начислениями за вывоз твердых коммунальных отходов – ТКО. В братских квитанциях этот счёт почему-то идет не отдельной строкой, как было обещано, а в графе «Жилищные услуги» вместе со счетом от управляющей компании, что юридически не верно и порождает немало вопросов у подкованных в вопросах ЖКХ горожан.
Капитальный ремонт – еще одна тема, которая навязла в зубах у братских собственников. Братск – лидер в регионе по собираемости платежей за этот вид ремонта и в то же время братчанам достаются крохи от этого ремонта, а качество работ порой ужасает, также срываются и сроки выполнения работ, например, по сей день не принято несколько домов, которые должны были быть отремонтированы еще в 2018-м.
Депутаты городской Думы в рамках слушаний 29 марта пригласили в Братск разных представителей коммунального сектора, включая представителей регионального оператора по обращению с ТКО и директора Фонда капитального ремонта Иркутской области Константина Рассолова, и всё услышанное из их уст немало удивило. Но обо всём по порядку.
Мусорная несправедливость
Особое волнение вызывает «мусорная реформа». В Братске провели опрос, в котором поучаствовали около одной тысячи человек, где люди выбирали способ оплаты этой услуги. С начала года тариф привязан к количеству квадратных метров, но, согласно опросу, свыше 60% участников высказываются за расчет по количеству прописанных. Логика ясна: я живу один в большой квартире, произвожу мало мусора, а соседи живут, например, вчетвером в маленькой – у них мусора больше, а платить они будут гораздо меньше. И всё же, на наш взгляд, преждевременно заявлять, что большинство горожан – за расчёт по количеству прописанных. Вообще, насколько уместны опросы общественного мнения в экономических расчетах? Не пострадают ли многодетные семьи или люди, которые вынуждены жить в стесненных условиях? Кто-то производит много мусора, например, потребляя ежедневно много пива, а какая-нибудь многодетная небогатая семья выбрасывает мусорное ведро раз в три дня.
На наш взгляд, вместо опросов реформаторам стоило за несколько лет до старта перемен изучить вопрос со всех сторон. Так, согласно недавно опубликованным в СМИ данным Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, при способе начисления «по человеку», платеж будет в среднем на 65% выше, чем при способе оплаты по квадратным метрам. Свыше 70% жителей города проживают в небольших квартирах, где прописано много людей (они могут, кстати, не всегда там проживать), поэтому утверждать, что горожанам будет выгодно платить по количеству прописанных – не объективно.
В странах, где мусорные дела поставлены на широкую ногу, применяется только индивидуальный способ начисления – сколько реально человек произвел мусора, столько и заплатил за его утилизацию и переработку. Для этого продаются специальные пакеты для отходов, по которым и считаются индивидуальные объемы, а также существует широкая тарифная сетка по классам отхода: например, утилизация мусора, пригодного для переработки, дешевле, чем не перерабатываемые отходы.
Будем надеяться, что в России баланс все же найдут, а скоропалительных решений удастся избежать.
«Тарифы на капремонт надо поднять в 4 раза»
Второй большой блок слушаний был посвящен многострадальному капитальному ремонту. Конечно, депутаты городской Думы и общественники разом накинулись на нового директора Фонда Константина Рассолова, который, между тем, рассказал много нового.
Первое, что волновало, это срыв сроков ремонта – еще не всё доделано от плана прошлого года, а уже пора начинать новый.
— Принцип заключения договора с подрядчиками предполагал выполнение строительно-монтажных работ, объединённых с выполнением работ по проектно-сметной документации. В соответствии с законодательством это потребовало прохождения госэкспертизы. У нас по всей области возникла такая проблема — и проблема существенная, потому что госэкспертиза просто не в состоянии была отработать все проекты, которые ей были представлены, — отметил Рассолов. Он добавил, что по новым правилам Фонд сам будет заниматься проектами.
Большую тревогу вызывают и темпы ремонта – денег собрано очень много с братчан, а какой-то половинчатый ремонт в виде замены лифтов производится максимум на 42 домах в год, остальные деньги лежат на счетах непонятно с какой целью.
В 2019 году предусмотрено выполнение работ в 41 МКД на общую сумму почти 528 млн руб. (примерно в два раза больше по сравнению с объемом финансирования 2018 года).
— Запланирован большой объем работ по замене лифтового хозяйства. Это очень важное решение. Такими темпами общими усилиями к 2022 году проблема старых лифтов в Братске будет решена, — считает глава комитета ЖКХ в Братске Роман Мельников.
Много вопросов было у депутатов к руководителю Фонда по качеству работ и выполнению подрядчиками гарантийных обязательств.
Депутат Сергей Коноплев предложил руководителю Фонда инициировать поправки в федеральную законодательную базу, регулирующую конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций.
— Не бывает дешево и хорошо. За низкую цену исполнения работ, которую предлагает подрядчик, победивший на конкурсе, мы потом расплачиваемся низким качеством: подрядчики экономят на материалах и других затратах. Мы готовы включиться в эту работу, обсуждать проблему с депутатами Законодательного собрания, но как региональный оператор, вы должны проявить инициативу, — сказал Сергей Коноплев.
Кстати, о качестве. На слушаниях присутствовал один из собственников, который сообщил, что после капитального ремонта у него стала промерзать стена – зимой стены остывают до 3 градусов при нормативе в 22! Подрядчик обанкротился – переделывать некому, и ничего не делается. А многострадальный дом по Гиндина, 12, где сначала провалили ремонт кровли, недавно снова «прогремел» в соцсетях: появилось фото фасада дома, который после капремонта сразу же облез и покрылся пузырями. Мы знаем, как внимательно следят жители улицы Гиндина, 12 за нашими публикациями, и как бы нам не хотелось сыпать соль на рану, увы, этот дом стал, пожалуй, самой ужасной жертвой капитального ремонта и примером бесхозяйственности.

Константин Рассолов сообщил, что в связи с большими объемами работ планируется увеличить число сотрудников Фонда в Братске с 3 до 8 человек.
Но на наш взгляд и по мнению некоторых экспертов, всё это не принесет нужного результата. Фонд – это структура по аккумулированию денежных средств и их распределению. А по факту у Фонда оказалось слишком много функций. Все-таки техническим заказчиком работ должен быть муниципалитет, и только местные власти должны отвечать за то, что происходит у них в городе. Депутаты городской Думы предлагают создать еще одного регионального оператора по капитальному ремонту на севере области, однако есть опасения, что бремя финансовых затрат в таком случае ляжет на муниципалитеты. Во всяком случае, тот факт, что ремонтом нужно заниматься вплотную на местах, а не из Иркутска или еще откуда-то, признают все – эту мысль депутаты постараются в виде письменного обращения донести до регионального правительства, которое контролирует Фонд капремонта.
Также Константин Рассолов ответил и на вопрос «Вечернего Братска» о должниках и тарифах. Более 20 процентов горожан за услугу не платят – сроки исковой давности уже начали сгорать, потери огромны, и те, кто не платил, выйдут сухими из воды – это несправедливо. Также довольно странно, что уже шестой год не растет тариф на капремонт. Это, конечно, замечательно, но не возникнет ли ситуация, что в какой-то момент тариф просто задерут в два раза?
— Могу сказать, что объективно уже сейчас тариф нужно поднимать в четыре раза, чтобы вести ремонт на нормальном уровне, — «успокоил» Константин Рассолов.
Что касается должников, то, по словам Рассолова, работа с ними будет усилена.
Подводя итог, отметим, что ситуация в ЖКХ многими братчанами воспринимается довольно остро – платежи большие, не всегда прозрачные и логичные. Как правило, до большинства организаций – гарантирующего поставщика электроэнергии, Фонда капремонта – практически невозможно дозвониться, а более близкие к людям управляющие компании могут ответить далеко не на все вопросы.
Елена КУТЕРГИНА