СЕРДЦЕ, ОТДАННОЕ ДЕТЯМ

5 лет ago Администратор 0

Их по праву величают «вторыми мамами», наделяя эти слова искренним уважением и благодарностью за теплое отношение к детям. Работники дошкольного образования в конце сентября отмечают свой профессиональный праздник. Многие, кто когда-то переступил порог детского сада, влился в атмосферу бесконечного детства, так и продолжают работать в этих стенах, отдавая всё свое тепло и любовь самым маленьким и вкладывая в воспитание подрастающего поколения частицу своей души.

Елене Анатольевне Русских было всего пятнадцать лет, когда она как птица встала на крыло и выпорхнула из семейного гнезда. После окончания поселковой школы молодая девушка по совету мамы поехала в город — поступать в педагогическое училище в Братске. Во взрослую жизнь провожали всем селом и большой семьей. Папа Елены работал начальником железнодорожной станции, мама — фельдшером на железной дороге, брат трудился машинистом, а сестра билетным кассиром. Так получилось, что только одна из дочерей не пошла по стопам династии железнодорожников, а выбрала совсем другой жизненный путь.

— Я с детства любила нянчиться. В деревне много детей соседских было вокруг. Они ко мне тянулись, я к ним. Так и привыкла. Я вообще мечтала бухгалтером быть, очень мне нравилось всё считать. Но мама сказала: «Поступай в педагогическое — там всегда в тепле будешь!». Тем более пример этой профессии для меня был — мамина сестра работала учителем, — вспоминает Елена Русских.

Вряд ли знала тогда молодая студентка, что в будущем ждет ее не только тепло физическое, но еще и душевное. Ведь уже 38 лет она работает в окружении неподкупной искренности и детских улыбок, а это дорогого стоит. В 1981 году по распределению после педучилища Елену направили работать в детский сад № 70 на улице Кирова. Не заметила, как пролетело время и сама стала мамой двоих дочерей, но любимую работу даже мысли не было поменять. «Человек на своём месте, в этом даже сомневаться не приходится», — так отзываются коллеги, которые работают вместе с Еленой. В ее трудовой книжке до сих пор только единственная запись о принятии на работу 38 лет назад.

Несколько лет назад дошкольное учреждение, в котором работает Елена Анатольевна, вошло в программу инклюзивного образования, чтобы дать возможность детям с особыми потребностями влиться в обычный коллектив своих сверстников – ведь невозможно социализироваться в обществе, если ты от него изолирован. Теперь в группу с обычными ребятишками приходят и особенные дети, жизнь которых отягощена непростыми диагнозами, чаще всего связанными с задержкой развития.

— Я помню, мальчик пришел тогда к нам в группу. Он совсем неговорящий был, только «ма» произносил, у него ДЦП было, проблемы со зрением. Я смотрю на своих ребят, а они стали его за два метра обходить стороной, смотреть на него с опаской. И мы стали работать над толерантностью. Стали разговаривать с ними. И постепенно-постепенно они стали ему помогать, где-то даже опекать. Для меня это был огромный опыт, и сейчас в этом году к нам в группу пришла другая девочка, также с особенностями, — рассказывает педагог со стажем.

Границы в общении между детьми стёрлись за пару месяцев, вспоминает Елена Анатольевна. Педагогический опыт и человеческие качества помогли опытному воспитателю наладить взаимопонимание между разными группами детей и сделать так, чтобы ребёнок с особенностями в здоровье и поведении стал своим в детсадовском коллективе.

— Дети — это личность, мы с ними разговариваем всегда, обсуждаем их поступки каждый день: кто хорошо сделал, кто не очень. Надо всегда понаблюдать со стороны, а потом найти изюминку в ребёнке. Найти в куче плохого что-то особенное и обратить на это внимание других детей, чтобы у ребенка самооценка повысилась и окружающие поменяли свое отношение к нему. У детей с задержкой в развитии всегда есть какая-то обида, что они не такие, как остальные. И мы вместе над этим работаем, — делится опытом Елена Русских.

На полке в группе у Елены Анатольевны лежат сладкие гостинцы. Это выпускники, ставшие первоклассниками, заходят в детский сад, чтобы навестить своего любимого воспитателя. Такое внимание, говорит опытный педагог, дорого стоит.

Наталия ЗАХАРОВА