СЛЕДОВАТЕЛЬ ТАТЬЯНА ПАСТАРЕВА: «ВСЕХ ГУБИТ ДОВЕРЧИВОСТЬ»

2 года ago Администратор 0

За полгода братчане перечислили мошенникам 95 миллионов рублей

Ежедневно в полицию Братска поступает от трёх до десяти заявлений от граждан, ставших жертвами мошенников. Если ещё пару лет назад телефонные аферисты могли разбудить вас среди ночи и настойчиво потребовать определённую сумму в качестве выкупа за попавшего в ДТП родственника, то сейчас незнакомый номер, с которых, как правило, звонят мошенники, поведает вам совсем другую легенду. Учителя, врачи, бизнесмены, работники крупных предприятий, сотрудники небольших фирм с очень скромными зарплатами, пенсионеры теряют сотни тысяч рублей. Причём среди жертв немало людей, казалось бы, финансово грамотных. Несмотря на десятки рассказанных в газетах историй и множество показанных по телеканалам сюжетов о случаях мошенничества и обманутых гражданах, люди продолжают верить всем на слово и думать, что они никогда не попадутся в цепкие сети мошенников. Каким легендам телефонных аферистов верят жители Братска, теряя большие суммы? Об этом корреспонденту газеты «Вечерний Братск» рассказала следователь Следственного отдела №3 СУ МУ МВД России «Братское» Татьяна Пастарева.

БЫЛИ ДЕНЬГИ ВАШИ – СТАЛИ НАШИ

«Молодой человек представился работником сотовой компании и поставил меня в известность, что у меня заканчивается срок службы моего номера. Я не поверила и сказала, что сама обращусь в сотовую компанию. Через пять минут снова поступил звонок. Говорила уже молодая женщина, которая представилась руководителем сотовой компании. Если я хочу оставить номер себе, то мне нужно дать подтверждение, введя определённый набор цифр и знаков».

Это фрагмент из допроса одной из потерпевших братчанок. «Набор цифр и знаков», о которых рассказывает женщина, это был доступ к её личному счёту. 350 тысяч рублей личных сбережений сотрудница одной из больниц Братска перевела по инструкции мошенников под их чутким руководством. Женщина сделала это не с первого звонка. Врач сначала всё-таки засомневалась, что что-то не так. Но злоумышленники были настолько настойчивы и убедительны, «обрабатывали» свою жертву долго. В результате добились того, чего и хотели – крупной денежной суммы, переведённой медиком на их счёт.

По словам следователя Следственного отдела № 3 Татьяны Пастаревой, легенды с попавшими в беду родственниками, которых нужно спасти, сейчас в уголовной практике встречаются крайне редко. На пике популярности – новый тренд: мошенники представляются сотрудниками всевозможных банков, организаций и сотовых компаний. Просят под их диктовку вводить комбинации цифр и коды на телефонах и легко получают доступ к личным счетам, оформляют онлайн-кредиты на вас, заставляют брать крупные денежные суммы.

Говорят убедительно и заученными фразами. Застают свою жертву обычно врасплох. Телефонные аферисты настолько хорошо вживаются в роль банковского работника, что человек теряется и в суете, ответив на звонок якобы из банка или от сотового оператора связи, чаще всего начинает доверять, даже не подозревая, что уже попал на крючок.

– Мошенники просят потерпевших вводить цифровые комбинации, чтобы с помощью них снимать деньги со счетов.  Граждане либо сами переводят им деньги, либо злоумышленники дистанционно подключаются к мобильному банку и сами их снимают. Мошенники всегда называют персональные данные, обращаясь к человеку, поэтому люди верят, доверяют, переводят. Мошенники сейчас очень подкованные в этой сфере. Они очень много знают. И люди не сомневаются, что с ними разговаривают сотрудники банка или службы безопасности. Даже если человек всё про вас говорит, не нужно верить, – говорит Татьяна Пастарева.

От действий настойчивых аферистов в 2022 году пострадали уже 350 жителей Братска. Это только те, кто пожаловались силовикам. А сколько ещё тех, кто смолчал и не попал в эту печальную статистику обманутых? Полицейские отмечают сейчас значительный рост таких преступлений. За весь 2021 год братчане отправили мошенникам более 101 миллиона рублей. За шесть месяцев этого года уже более 95 миллионов! Самая внушительная сумма денег, перечисленная аферистам жителем Братска в прошлом году, была около 2 миллионов 600 тысяч рублей.

«ЛЁГКИЕ» ЗАРАБОТКИ 

Сейчас телефонные аферисты цепляют своих жертв, предлагая лёгкий заработок на биржах. Мошенники обещают потерпевшим заработать быстро и много, ничего при этом не делая. Нужно самое главное – деньги. На такое предложение откликнулась недавно 60-летняя пенсионерка из Энергетика. Сумма, которой лишилась женщина, не поддаётся пониманию. 3 миллиона 600 тысяч рублей. Большую часть из них пенсионерка взяла в кредит.

– Мошенники сначала убеждают положить деньги  на счёт, обещают, что сумма будет увеличиваться и её можно будет снять. Но люди ничего не получают: деньги превращаются в виртуальные, и снять их граждане уже не могут. В этой истории женщина сначала вложила 10 тысяч рублей, а на следующий день они дали ей возможность снять заработанные 13 тысяч с процентами. Она сняла. И они тут же начали говорить, что у вас есть уникальная возможность вложить 150 000 рублей и получить 200 000. Потом ещё двести, потом ещё триста. Люди вкладывают, вкладывают. Мошенники начинают кормить их обещаниями, а люди надеются, что вот-вот , и они будут миллионерами, – рассказывает истории потерпевших следователь Следственного отдела №3 СУ МУ МВД России «Братское» Татьяна Пастарева.

Но вместо заработанных миллионов люди остаются ни с чем, приобретая огромные долги. Обманутая пенсионерка опомнилась и остановилась только тогда, когда брать кредиты уже не было возможности. Женщина пришла в полицию и рассказала, что с ней случилось. Вернуть свои кровные получается крайне редко. Раскрываемость таких сложных и запутанных преступлений не велика – не более 20%.

НЕУДАЧНЫЕ ПОКУПКИ И ПРОДАЖИ

По-прежнему сталкиваются с дистанционным мошенничеством и клиенты всевозможных торговых интернет-площадок. 32-летняя братчанка пришла в полицию после неудачной продажи коляски. На популярном сайте объявлений женщина детский транспорт так и не продала, зато потеряла свои же деньги. Потенциальный покупатель собрался якобы перевести деньги за коляску и ввёл в заблуждение продавца. В разговоре мошенник выманил у братчанки трёхзначный код и получил доступ к мобильному банку.

– Сейчас появились мошенничества с транспортными компаниями. К примеру, недавний случай: человек из другого города продаёт шины. Покупателю эти шины «отправляют»: присылают реальное видео товара и транспортной компании, накладные, оплаченные чеки, потерпевший тут же переводит деньги, а продавец забирает товар из транспортной компании, а телефоны становятся недоступны. Был случай, когда женщины заказали на сайте садовые качели. Они стоили 30 000 рублей, а со скидкой их продавали за 16. Сотрудницы одного из предприятий перевели деньги. Когда через несколько дней они поняли, что их обманули, и пытались вернуть свои деньги, оператор, который оформлял их заказ, уже перестал отвечать на звонки, – рассказывает следователь.

В России – эпидемия телефонного мошенничества. И речь не просто о надоевших звонках с целью выведать код доступа к личному кабинету. Преступники освоили новые методы. Многоходовые комбинации, психологическая обработка, в итоге человек, попавшийся на удочку, ведёт себя как под гипнозом.  Находчивости мошенников можно только позавидовать. Сайты-двойники, подмена телефонных номеров, вредоносные ссылки. Опытный следователь Татьяна Пастарева настоятельно советует не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Если вы всё же взяли трубку, заканчивайте разговор. Сотрудники банков и тем более службы безопасности НИКОГДА не позвонят вам. Полицейские просят научить этому и своих пожилых родственников – самую уязвимую категорию населения.

– Больше всего жалко в таких ситуациях пенсионеров. В силу своей неопытности, неосведомленности, они отправляют такие крупные суммы, остаются без денег. Они доверяют людям, и эта доверчивость всех подводит. В момент таких звонков надо прекратить все разговоры. И позвонить человеку, который даст совет, приведёт вас в чувства. Нужно запомнить, что не существует никаких безопасных счетов и виртуальных ячеек, на которые мошенники срочно предлагают перевести вам деньги, – отмечает сотрудник полиции.

Пока единственный способ не попасться на крючок телефонных мошенников – запомнить: ни полиция, ни банки никогда не будут просить вас «помочь следствию и перевести деньги», чтобы якобы проверить движение по счетам. Если такой звонок поступил – положите трубку. И сами перезвоните на официальную горячую линию банка или в отделение МВД. Так будут целее ваши же деньги!