Андрей Звягинцев: «Я полон сочувствия к своим героям»

9 лет ago Администратор 0

zvyagintsevЗнаменитый кинорежиссер побывал в Братске

Андрей Звягинцев в Братске показался кротким христианином, чья скромность быстро подкупила скептически настроенную аудиторию, а ум и проницательность – очаровали даже самых острых критиков. 7 июля знаменитый кинорежиссер и создатель скандального художественного фильма «Левиафан» побывал в Братске по приглашению компании РУСАЛ и встретился с городской интеллигенцией.

zvyagintsev

 

Знаменитый кинорежиссер побывал в Братске

Андрей Звягинцев в Братске показался кротким христианином, чья скромность быстро подкупила скептически настроенную аудиторию, а ум и проницательность – очаровали даже самых острых критиков. 7 июля знаменитый кинорежиссер и создатель скандального художественного фильма «Левиафан» побывал в Братске по приглашению компании РУСАЛ и встретился с городской интеллигенцией.

Режиссер не для всех

На встречу со Звягинцевым некоторые попросту не пошли: не любят. Так редко бывает, что создатель авторского кино – фильмов «не для всех» — столь много и резонансно обсуждается в обществе. Авторские фестивальные фильмы, как и их создатели, интересны по большей части эстетам, людям, искушенным в киноискусстве и относящимся к кино как к жанру интеллектуальному, а не развлекательному. Звягинцев вошел со своими произведениями не только в умы и сердца киношных романтиков и знатоков, но и самых обычных людей.

«Левиафан» в наших сердцах и умах

Его фильм «Левиафан» 2015 года выпуска, получивший высокие оценки на Канском кинофестивале, стал одним из самых неоднозначных и обсуждаемых. Задуманная как глубокая картина российской действительности, с претензией, быть может, на классику, работа Звягинцева получилась, по мнению некоторых критиков, вполне тенденциозной – и не в пользу России-матушки.

Шквал отечественной критики и похвалы критики западной в адрес картины «Левиафан» оправдан в период глобальных политических потрясений, где не последнюю роль играет наша страна. Многие упрекают Звягинцева: мол, нельзя в трудное время свою страну чернить и хаять. Звягинцев, в частности, в Братске недоумевает в духе: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Родом из Сибири

Признаюсь, на встречу с таким неоднозначным и даже слегка замусоленным в интернете персонажем я шла с некоторым предубеждением: вот очередной московский интеллигент в дорогих ботинках расскажет нам, сибирякам, как плохо в России живется. И вот на сцене вижу приятного, кроткого человека в очках, скромно одетого и тихо говорящего, который всячески устраняется от ответов на вопросы, которые хоть как-то выпячивали бы его значимость в современном российском кино и обществе.

Как-то незаметно и быстро он очаровал аудиторию, и не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что родом он из Новосибирска – почти что земляк. Вопросы посыпались горохом и первым делом, конечно, спросили о будущем Сибири и нашего города – это, похоже, главный сейчас вопрос, без которого не обходится ни один серьезный разговор. Почему люди уезжают из наших мест? Какое будущее ждет нас и наш край? Звягинцев был удивлен, не ожидал услышать, что главной проблемой и поводом для переживаний для Братска является отток населения.

— Регионы, как и вся страна, претерпевают трудности. Люди уезжают ближе к Центру – так уж сложилось, что все финансы крутятся в Москве и Петербурге, а деньги – эта та живительная вода, к ней все стремятся. И тех людей, кто стремится к Центру, можно понять. Люди уезжают туда, где можно реализовать свои возможности. Но труднее понять тех, кто установил подобные правила. Мы сегодня живем не в Советском Союзе, правила изменились, в обществе дикого капитализма лозунгами и призывами людей не заманишь – только благосостоянием и перспективами, — считает Андрей Звягинцев.

Христианское мировоззрение

Формулировка: «Понять человека можно», — неоднократно звучала в его речи. И само слово «Человек» повторялось чаще, чем мы привыкли слышать. Звягинцев много говорил о ценности человеческой жизни, о том, что не бывает персонажей положительных и отрицательных, и что человек гораздо сложнее этих прямолинейных определений.

Разумеется, много говорили о «Левиафане». И режиссерский взгляд на собственное творение, конечно, был необычен и отличался от захлебывающихся криков многословной критики. Сам Андрей Звягинцев не склонен считать своих персонажей недостойными любви, понимания и сочувствия.

— Если зритель не увидел ничего хорошего в моих персонажах, то это проблема зрителя. Я лично полон сочувствия к своим героям, — сказал Звягинцев.

И на частые вопросы о том, почему «Левиафан» так наполнен негативом и безнадежностью, у него тоже есть универсальный ответ: художник – это отражатель действительности, того, что происходит в жизни. И если бы в кино не было реальности, у такого кино не было бы и зрителя.

Встреча продлилась несколько часов, говорили о многом: и о творчестве, и о личности, и о политике, и о русской классике и мировом кинематографе. Признаюсь, далеко не каждый день, а может быть, и год выпадает такой редкий шанс встретиться с человеком, который будет говорить не сухим языком цифр, не о бытовых проблемах и о том, как все плохо в нашем отечестве, а о душе, о человеческих ценностях, о большом и важном – о том, о чем мы в суете дней уже почти и не говорим. В нашем душном и задымленном городе это — как глоток свежего воздуха.

Елена КУТЕРГИНА