Братский аэропорт: спасибо, что живой

12 лет ago Администратор 0

airport

Во время своего первого визита в Братск губернатор Сергей Ерощенко значительное внимание уделил судьбе Братского аэропорта. И его высказывания на эту тему были весьма резкими. Братский аэропорт не платит налоги, его ждет судьба северного соседа – аэропорта Усть-Илимска, в бедах виноват собственник – ему надо к территории лицом повернуться. Но все еще можно поправить. Панацеей объявлен проект реконструкции аэропорта в рамках федеральной программы.

Во время своего первого визита в Братск губернатор Сергей Ерощенко значительное внимание уделил судьбе Братского аэропорта. И его высказывания на эту тему были весьма резкими. Братский аэропорт не платит налоги, его ждет судьба северного соседа – аэропорта Усть-Илимска, в бедах виноват собственник – ему надо к территории лицом повернуться. Но все еще можно поправить. Панацеей объявлен проект реконструкции аэропорта в рамках федеральной программы.

 

Вслед за губернатором и мы задались извечными русскими вопросами Герцена и Чернышевского.

 

Кто виноват?

 

«По всем выплатам отчитались, все документы были представлены и никаких долгов по налоговым отчислениям не имеем. Конечно, проблемы у аэропорта есть, но они решаются по мере поступления, как на любом другом предприятии», говорит заместитель генерального директора по наземным службам Дмитрий Антипин.

 

Другое дело в том, что, наряду с переменными издержками существуют и постоянные. Которые не связаны с частотой рейсов. Они в разной пропорции едины, что для Братского аэропорта, что для Иркутского, что для Домодедово, что для Хитроу. И не зависят от количества выполняемых рейсов в день. А вот доходы, напротив, находятся в прямой зависимости от объема перевозок.

 

То же самое и с полетами. Рейсов из Братска летает мало – по три в неделю в Иркутск и Ленск; в летний период – ежедневно в Москву. Но и они не заполняются до отказа. А керосин самолет «кушает» практически одинаково – одного ли он везет пассажира, десять или полный салон.

 

Отсюда и получается, что лететь из Иркутска в столицу чуть дальше, чем из Братска, а билет раза в два дешевле. И многие братчане из экономии предпочитают прямому перелету альтернативный, через тот же Иркутск или Красноярск. Уменьшая тем самым и без того скудный пассажиропоток. Замкнутый круг получается.

 

Что делать?

 

На это и обратили внимание губернатора местные власти и авиаперевозчики. Нужны бюджетные дотации для уменьшения стоимости авиабилетов, подобные тем, что существуют для Дальнего Востока. Губернатор пообещал поддержать эту позицию и обратиться в правительство страны с просьбой о включении братского направления в реестр льготных авиаперелетов.

 

Другой важный аспект – активное участие местного аэропорта в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010­2015 годы». Сейчас в рамках программы планируются мероприятия по реконструкции: разработка проектной документации, реконструкция перрона, мест стоянки воздушных судов, рулежных дорожек, системы электроснабжения, замена светосигнального оборудования.

 

Братский аэропорт исключительно важен для региона. Кроме всего прочего, он выполняет функции запасного на случай закрытия Иркутского аэропорта, также используется при аварийных посадках. В связи с этим наш аэропорт, вместе с аэропортами Иркутска, Бодайбо, Усть­Кута и Киренска, вошел в опорную сеть транспортной системы России.

 

Камо грядеши?

 

К двум традиционным русским вопросам добавим и вопрос польский: «Куда идешь?». Дадут ли принимаемые и запланированные меры результаты?

 

Инвестиции в аэропорт, какими бы значительными они не были, мало отразятся на пассажиропотоке. Реконструкции идут со времен Невмержицкого, а воз и ныне там. Совсем другое дело с льготными тарифами. Желающих улететь в Москву за семь тысяч вне сомнения больше тех, кто готов отдать четырнадцать. Но, как и любые другие искусственные меры поддержки, льготные тарифы всегда носят характер временного явления и могут быть свернуты при первом же бюджетном секвестировании. Да и не принято пока решение о дотациях на авиаперевозки.

 

Поднять рентабельность аэропорта может расширение маршрутной сети. В ближайшее время должно открыться авиасообщение с Красноярском. Обещают и первый постоянный международный чартер в Таиланд.

 

Но все это – лишь собирание по крупицам. Кардинальное решение для аэропорта – пресловутый Трансполярный аэропорт с использованием уникального положения Братска в сердцевине евразийского континента. Но в эту утопию, похоже, уже никто не верит.

 

Дарья Сытко.