Чтобы предпринимателю жилось легче

9 лет ago Елена Кутергина 0

biznezС годами различных уполномоченных по защите прав граждан становится в России все больше. В самом начале демократических реформ, в девяностых годах, в стране действовал только один вид уполномоченного – по защите прав человека. Затем в отдельных регионах к нему прибавились коллеги по защите прав ребенка, прав потребителей, прав коренных малочисленных народов и т.д. и т.п. Кое-где создаются даже палаты уполномоченных – органы, включающие в себя всех уполномоченных, действующих в данном регионе. Последней по времени категорией граждан, защита прав которой потребовала введения новой должности, стало бизнес-сообщество нашей страны. С этого года институт уполномоченного по защите прав предпринимателей активно заработал и в Иркутской области. 11 ноября назначенный на этот пост Алексей Москаленко побывал в Братске, где встретился с бизнесменами и мэрами городов севера Иркутской области.

С годами различных уполномоченных по защите прав граждан становится в России все больше. В самом начале демократических реформ, в девяностых годах, в стране действовал только один вид уполномоченного – по защите прав человека. Затем в отдельных регионах к нему прибавились коллеги по защите прав ребенка, прав потребителей, прав коренных малочисленных народов и т.д. и т.п. Кое-где создаются даже палаты уполномоченных – органы, включающие в себя всех уполномоченных, действующих в данном регионе. Последней по времени категорией граждан, защита прав которой потребовала введения новой должности, стало бизнес-сообщество нашей страны. С этого года институт уполномоченного по защите прав предпринимателей активно заработал и в Иркутской области. 11 ноября назначенный на этот пост Алексей Москаленко побывал в Братске, где встретился с бизнесменами и мэрами городов севера Иркутской области.

Малое и среднее предпринимательство, пожалуй, представляют собой наиболее яркий пример того, как наше государство зачастую одной рукой лечит, а другой калечит полезные явления нашей жизни. Казалось бы, государство одно и власть одна, но решения, принимаемые наверху, нередко противоречат друг другу.

Возьмем наш город. Тут вам и торгово-промышленная палата, и союз промышленников и предпринимателей, и бизнес-инкубатор, и муниципальная программа поддержки малого бизнеса, и гранты градообразующих предприятий. Безусловно, делаются важные шаги по поддержке предпринимателей, включая начинающих. В то же время от некоторых законодательных инициатив у них волосы встают дыбом. Отсюда постоянное напряжение, в котором они пребывают и которое эффективности их бизнесу не прибавляет.

Отметим, речь идет об одной из важнейших сфер муниципальной экономики. На сегодня в Братске зарегистрировано полторы тысячи субъектов малого и среднего бизнеса. Их суммарные налоговые отчисления составляют почти 30% всей доходной части бюджета города. Тысячи горожан задействованы в этой сфере. Мэр Братска в своем выступлении на встрече с Алексеем Москаленко подчеркнул, что именно этот сектор формирует так называемый средний класс, который в развитых странах представляет собой основу общества. Глава города выразил надежду на то, что введение института уполномоченного по защите прав предпринимателей позволит решить накопившиеся проблемы:

— Надо ставить проблемы, не замалчивать их, не заниматься демагогией: озвучивать, находить пути решения, совместными усилиями решать.

На сегодня в Братске открыта общественная приемная уполномоченного. Предприниматели обращаются сюда с жалобами на те или иные решения, действия либо бездействие органов государственной власти Иркутской области, территориальных органов федеральной исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Чтобы прийти на прием, достаточно заполнить форму жалобы (ее можно скачать на сайте бизнес-омбудсмена ombudsmanbiz-irk.ru) и иметь на руках копии всех документов, которые касаются темы обращения.

Похоже, на самом верху, в Москве, постепенно начинают понимать и еще одну важную для всего бизнес-сообщества вещь: нужно срочно что-то менять в контрольно-надзорной деятельности госорганов в отношении малого и среднего бизнеса.

По словам Алексея Москаленко, реальный контроль на сегодня попросту отсутствует. Проверке подвергаются лишь 4% субъектов предпринимательской деятельности. По итогам прошлого года было проведено 2,5 млн. проверок. Из них только 10% дали результаты, которые позволили привлечь нерадивых предпринимателей к юридической ответственности. Остальные 90% оказались, образно говоря, «холостыми выстрелами»: можно было и не проверять. Занимается этой работой огромный аппарат чиновников. Содержание одного контролера в среднем обходится государству в сумму более 56 тыс. руб. Суммарные расходы на содержании контрольно-надзорного аппарата составили по итогам 2011 года 1,5% ВВП России, по итогам 2013 года – 7,5% ВВП!

Почему при таких колоссальных затратах такой мизерный эффект? Алексей Москаленко сказал, что все дело в том, что нормативная база, по которой работают контрольно-надзорные органы, большей частью состоит из документов (снипов, гостов и т.д.), разработанных до 1990 года, то есть уже давным-давно устаревших, непригодных для использования в настоящее время.

Сейчас готовится закон о модернизации контрольно-надзорной деятельности, который должен вступить в силу в 2017 году. Реализация закона позволит изменить саму систему контроля и перейти на так называемый риско-ориентированный подход к проверкам. Суть метода в том, чтобы проверять компании и фирмы только тогда, когда действительно выявлен риск нанесения какого-либо вреда гражданам и окружающей среде.

Виктор АНДРЕЕВ.

 

biznez