Дмитрий Петренев: «Крупные заводы в Братске работают в режиме нарушения закона»

7 лет ago Елена Кутергина 0

PAV 6648-1В середине февраля на Братск обрушился настоящий апокалипсис: в атмосфере были зафиксированы многократные превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ. Несмотря на широкие заявление градообразующих предприятий о модернизации своих производств, Братск остается грязным, загазованным городом. Между тем, здесь уже более 3 лет работает природоохранная прокуратура, которая призвана решать в том числе проблемы с атмосферными выбросами. Что в э том направлении сделано и есть ли у Братска шансы на чистый воздух, рассказал природоохранный прокурор Дмитрий Петренев.

PAV 6648-1

 

— Дмитрий Валерьевич, братчане в последние годы слышат так много обещаний улучшения экологической обстановки, но, кажется, чем больше обещают, тем больше в городе дурных запахов, загазованности, смога. Кардинальных перемен в лучшую сторону нет, и это в буквальном смысле угнетает город. Что мешает повернуть проблему экологии в сторону реальных улучшений раз и навсегда?

— Все те случаи выбросов, превышений ПДК мы обязательно проверяем, выезжаем на производства и видим, что никаких чрезвычайных ситуаций, сбоев, нарушений в их производстве нет. Два крупнейших предприятия-загрязнителя БЛПК и БрАЗ постоянно работают в режиме нарушения закона, это факт, не подлежащий сомнению. В 2013 году, когда я только приступил к работе в Братске, только на БЛПК было обнаружено 30 неучтенных источников выбросов. При том, что предприятие не хотело их признавать. Мне так прямо и говорили, что Вы ничего не добьетесь, все будет так как есть. Начались суды, длительные переговоры, процесс сбора доказательств. Подключилась общественность. В итоге компания признала, что источники загрязнений все-таки есть. Часть из них была устранена, в том числе по судебным решениям, например, была установлена новая пропиточная колонна. Часть работ по реконструкции и установке очистных сооружений находится на стадии проекта, экспертизы и т.д. Более того, представители Группы «Илим» даже выезжали в Испанию, где были аналогичные проблемы с выбросами на местном целлюлозном заводе и успешно решились благодаря технологии утилизации газов «Ламберг». Необходимость ее внедрения на заводе в Братске также признаны. Сейчас разработан план модернизации всех источников выбросов на БЛПК, он должен быть реализован к 2018-му году.

— Горожане знают, что выбросы БЛПК несравнимы по своему негативному воздействию с выбросами БрАЗа. Насколько известно, из 25-ти корпусов мощнейшего завода современными газоочистками обеспечены только три. Этого крайне недостаточно, и мы это буквально чувствуем на себе: металлический тяжелый запах с примесью гари периодически накрывает не только Центральную часть, но и Энергетик и даже Гидростроитель. Когда все это закончится?

— На Братском алюминиевом заводе есть электрофильтры, но они устарели, газоочистка производится неэффективно. Предприятие признает это, не так давно начались подвижки по замене сухих газоочисток на более современные, способные улавливать до 98% выбросов фторидов и бензопирена. Там, где фильтры уже установлены, зафиксировано снижение по этим показателям в 10 раз. Также удалось доказать необходимость сохранения мокрых газоочисток, от которых изначально планировалось отказаться. Тот самый сернистый ангидрид, который дает запах гари, ликвидируется именно при помощи мокрых газоочисток. Поэтому в проект модернизации было внесено предостережение и проект газоочисток меняется с учетом внедрения разного вида газоочистного оборудования. Сейчас БрАЗ реализует проект «Экологического Содерберга» по графику, без отставаний, полностью его реализация намечена на 2021 год.

— Дмитрий Валерьевич, все хорошо звучит, но, как говорится, свежо придание… Можно ли с уверенностью сказать, что в Братске – пусть и не к 2021 году, — а когда-нибудь — выбросов вообще не будет?

— Так сказать нельзя. Братск – промышленный город, и воздействие предприятий будет ощущаться всегда, это неизбежно. А учитывая расположение заводов в непосредственной близости к жилым районам, снижение воздействия загрязнителей до нуля выглядит утопией. В Братске все: от политики и экономики до социальной сферы, — так или иначе связано с экологией. Ведь люди уезжают из города не потому, что им не нравится БрАЗ или БЛПК, а оттого, что они ощущают на себе их негативное воздействие. Все понимают, что заводы необходимы, благодаря им город живет, развивается, здесь развита экономика, здесь кипит оживленная жизнь благодаря финансовым возможностям. Однако именно воздействие предприятий-загрязнителей перечеркивает многое. Что можно сделать в подобной ситуации? Уж точно не сидеть сложа руки и не наблюдать, как город пустеет. Сегодня уже очевидно, что в Братске необходимо провести серьезное метеорологическое исследование, которое выявило бы районы, наиболее подверженные выбросам при определенных погодных условиях. Такое исследование могло бы лечь в основу новых градостроительных планов Братска. Очевидно, что некоторые улицы, где ощущается особая загазованность, со временем можно было бы переселять в более экологически безопасные районы.

— Но кто же на такое согласится? Реформа городской среды – не такое простое дело, как может показаться. Мы с огромным трудом «раскачали» программу переселения из ветхого и аварийного жилья, которая длительное время вообще пробуксовывали из-за проблем с землей.

— Я поднимал этот вопрос в Иркутске, мне так прямо и сказали, что это нереально, никто над этим не будет даже думать. Но мне так говорили, когда были обнаружены неучтенные источники выбросов на БЛПК. Под лежачий камень и вода не течет. Масштабная программа переселения из ветхого и аварийного жилья, реализуемая в Братске, могла бы стать хорошим шагом в этом направлении, однако, мы видим, что развитие более экологически благоприятных территорий в Братске реализуется лишь отчасти. В Вашей газете я также прочитал, что в дальнейшем власти города намерены вновь застраивать улицу Мира – одну из наиболее загазованных, в то время как можно было бы развивать тот же Падун или Энергетик.

— Градостроительные планы – это хорошо, а что же будет с заводами? Как-то совсем неоптимистично звучат Ваши откровенные слова о том, что заводы будут чадить на наши головы всегда, и проще переехать в чистый район, нежели ждать серьезных экологических перемен на предприятиях. К тому же, как показали выходные в середине февраля, выбросы могут легко накрыть и Энергетик.
— Те экстренные случаи, когда происходят многократные превышения ПДК по выбросам, они не являются следствием каких-то аварийных выбросов. При определенных метеоусловиях, когда нет ветра, а давление низкое, выбросы попросту не рассеиваются, и мы наблюдаем смоги, туманы, нечем дышать. Подробное метеоисследование позволило бы выявить природные причины таких последствий, на основе которого мы могли бы требовать от градообразующих предприятий снижения производственных мощностей в неблагоприятные дни.
— Как горожане могут поучаствовать в решении вопроса о проведении такого исследования?

— Влияние общественности в этом вопросе очень велико. Хотя на первый взгляд может казаться иначе. Именно благодаря активным гражданам, их заявлениям в природоохранную прокуратуру мы имеем основания для проведения проверок, исследований и т.д. Наши двери всегда открыты – приходите, мы поможем в составлении грамотного заявления, будем реагировать и совместно решать экологические проблемы нашего города.

 

Беседовала Елена Кутергина

Фото Валерия Павлова