Экология или комфорт?

7 лет ago Елена Кутергина 0

baykal87Самой обсуждаемой темой на прошлой неделе, безусловно, стал визит Владимира Путина в Бурятию. Встречаясь с главами Байкальского региона, Президент поднял тему строительства автомобильной дороги на острове Ольхон. Ранее к нему уже обращались местные жители по этому вопросу, однако, власти Иркутской области, которой территориально относится маленький остров посреди Байкала, пока не готовы к такому строительству. Не готовы чисто технически. Однако законно ли вообще такое строительство и не убьёт ли оно уникальный остров?

Ольхон – безусловно, жемчужина Байкала и одно из самых удивительн6ых мест в России и даже в мире. Его площадь -–всего 730 км, а население – менее 2 тысяч человек. Остров входит в Прибайкальский национальный парк, однако, это не мешает варварскому освоению острова туристическим бизнесом. В последние годы, помимо российских туристов, его начали осаждать гости из Китая. Едут туда со всего мира, и сегодня Ольхон буквально задыхается от мусора, грязи, выхлопных газов, стоков канализации отелей и турбаз.

 

Однако власти региона наметили чёткий курс на «развитие туризма на Байкале», а поднятый Президентом вопрос об асфальтированной дороге на острове касается комфорта жизни местных жителей. В итоге, в интересах двух тысяч человек и в интересах экономики региона – бизнеса и сбора налогов с него – фактически стоит вопрос о полном уничтожении уникальной экосистемы Ольхона.

И это не истерические доводы, а всего лишь понятный и прозрачный факт. Дело в том, что на территориях национальных парков в России, согласно федеральному законодательству, запрещено капитальное строительство ЛЭП, трубопроводов, а также дорог. Освещение на Ольхоне провели чуть более 10 лет назад по уникальной технологии, проложив кабель по дну озера. Однако строить дорогу хотят не то чтобы по уникальным технологиям, но в целях экономии – с использованием местного гравия! То есть, разобрать остров по камушку. Для этих целей даже предлагается изменить законодательство и перевести земли острова из федеральных в областные.

Многие поддерживают строительство этой дороги, полагая, что она необходима, ведь поток туристов большой и лучше уж пусть машины ездят по прочному асфальту, нежели по грунту острова, разрушая и утрачивая его безвозвратно. Важна дорога для местных жителей, которым нужно развивать бизнес, возить детей в школу, оперативно посещать больницы и т.п.

Моя позиция не совпадает с лоббистами дороги. Уверена, пройдут годы, и наша страна придет к пониманию, что бизнес и экономическая целесообразность не всегда совместимы с разумным природопользованием. Что на Земле уже сейчас проживает 7 млрд человек, а Ольхон – один, и он не восстановится никогда, если продолжить так варварски его «осваивать» и качать из него прибыль. Появление дороги только увеличит трафик посещения острова, а, значит, возрастет нагрузка на всю инфраструктуру, коммуникации к этому не готовы. Больше машин начнет ездить по грунтовым съездам, увеличится количество свалок, стоков и т.п.
Ольхон безусловно должен стать экоостровом, полностью закрытым для автомобилей. И это не утопия. В мире уже сегодня есть большое количество мест, где не ездят машины, и эти места процветают. Даже в не самых богатых странах мира, скорее в отстающих, — есть такие места. Например, остров Ламу в Кении. Когда-то Ламу был центром работорговли, а сегодня стал туристической достопримечательностью во многом благодаря тому, что этот остров упоминается в Списке объектов мирового наследия как самое старое и наилучшим образом сохранившееся поселение Суахили в Восточной Африке. В связи с тем, что там запрещены автомобили, самым распространенным способом транспортировки являются ослы. На острове обитают около 2-3 тысяч работающих ослов.

Прекрасное решение! Приезжая в Кению, куда хотят первым делом отправиться туристы? Совершенно верно, на Ламу! Это дорого, позволить себе могут такое посещение не все, но те туристы, кто туда едут, вносят большой вклад в экономику острова и всего региона, покрывая с лихвой упущенную выгоду от увеличения потока туристов. К тому же это так необычно и здорово – вырваться в дикую природу, отдохнуть от автомобилей и почувствовать удовлетворение от того, что ты не наносишь вред уходящей натуре. А природа на Земле ведь действительно уходит, утрачивается со страшной силой. И думать об этом нужно уже сейчас, потом будет поздно.

 

Елена КУТЕРГИНА