И один в поле воин

11 лет ago Елена Кутергина 0

agrip1Конституционный суд РФ принял сторону братчанки

 

В середине восьмидесятых у Агриппины Егоровны Поповой была, в общем-то, спокойная размеренная жизнь: хорошая работа, любящий муж, девятилетний сын. И вдруг на эту семью обрушилось несчастье: резко обострилась язва желудка (диагноз врачи поставили в 1983 году), и прямо с работы нашу героиню увезли в хирургическое отделение ГБ №1. После этого ее жизнь превратилась в борьбу не только за свое здоровье, но также за честь и достоинство: ее пытались сломать, незаконно помещая в ПНД.

Конституционный суд РФ принял сторону братчанки

 

В середине восьмидесятых у Агриппины Егоровны Поповой была, в общем-то, спокойная размеренная жизнь: хорошая работа, любящий муж, девятилетний сын. И вдруг на эту семью обрушилось несчастье: резко обострилась язва желудка (диагноз врачи поставили в 1983 году), и прямо с работы нашу героиню увезли в хирургическое отделение ГБ №1. После этого ее жизнь превратилась в борьбу не только за свое здоровье, но также за честь и достоинство: ее пытались сломать, незаконно помещая в ПНД.
— Меня, мучившуюся от болей, уговорили в июне 1986 года провести операцию на желудке, но документов на мое согласие не предоставили. Меня не предупредили, что операция будет проводиться по новой методике, а вместо одной операции – на желудке – было сразу проведено четыре, три из них не нужные, — рассказывает Агриппина Егоровна.
— Что за новая технология была применена при операции?
— Мне отсекли 2/3 части желудка с опробованием нового сшивающего аппарата УТО-2, с помощью которого вдоль желудка были установлены металлические скобы, которыми была задета аорта, что привело к ее деформации и к нарушению кровообращения. Всего проведено четыре операции, в ходе которых мне удалили часть кишечника.
После проведенного лечения 6 ноября 1986 года на ВТЭК ей поставили 2 группу инвалидности. Муж ушел с работы, чтобы ухаживать за больной. Вскоре произошел конфликт с хирургом ГБ №1: врач стала утверждать, что операцию на пупочной области не проводила. Накал страстей достиг такой степени, что Агриппина Егоровна решила обратиться в правоохранительные органы.
— В 1987, чтобы доказать свои права на оказание качественной медицинской помощи, а также привлечь халатных врачей к уголовной ответственности, я обратилась в прокуратуру. Через 3 месяца, а затем в 1988, было отказано в возбуждении уголовного дела за недостаточностью улик. Дело сдвинулось с мертвой точки только через 12 лет.
Согласно постановлению Братского городского суда от 01.12.1998 было отменено постановление прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела по городской больнице №1. Только в 1999 году было заведено уголовное дело по факту неоказания должной медицинской помощи. За 12 лет уголовное дело приостанавливалось 26 раз. Всего было вынесено 11 постановлений Братского городского суда (с 1998 по 2008 годы). Судом неоднократно указывалось о массе допущенных прокуратурой нарушений, но они так и не были устранены.
— Агриппина Егоровна, была ли судебная медицинская экспертиза должным образом?
– Нет, не было. Проводилось лишь 3 формальных судмедэкспертизы без моего участия, а проведенные СМЭ судами были признаны незаконными и недопустимыми доказательствами. По этому случаю в 2002 году я и мой муж пикетировали возле здания администрации с требованиями качественно проводить судебную медицинскую экспертизу и призывали к должному расследованию уголовного дела. Второй раз пикет провели рядом со зданием Братского суда. Кто-то вызвал милицию и пикет пытались разогнать, но мы при себе имели специальное разрешение администрации на проведение мероприятия, и заставить людей разойтись не удалось.
Постановлением Братского городского суда от 11 июня 2004 года действия следователя прокуратуры г. Братска (об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу преступного помещения Агриппины Егоровны в ПНД) признаются незаконными и необоснованными, а эти действия врачей признаются нарушающими требования медицинских правил.
В 2010 году уголовное дело было прекращено уже по сроку давности уголовного преследования. За все эти годы потерпевшей так и не оказали необходимой хирургической медицинской помощи. Свет в конце тоннеля забрезжил в апреле 2010 года — вышел федеральный закон «о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок», т.е. за волокиту уголовного дела. Уголовно-процессуальным кодексом устанавливается разумный срок: от двух до трех месяцев, а в иных случаях до полугода, либо в один год.
В апреле 2011 года Агриппина Егоровна обращается в Иркутский областной суд. И снова неудача — Иркутский областной суд отказал в приеме заявления, потому что по данному делу не были установлены подозреваемые. В 2012 году Агриппиной Егоровной было принято решение обратиться в Конституционный суд Российской Федерации, и 25 июня 2013 года ее требования были признаны обоснованными: постановлением решено принять дело в судопроизводство.
— Каково ваше положение на сегодняшний день?
— Мое здоровье с каждым днем ухудшается. На сегодняшний день я требую от врачей оказания качественной медицинской помощи. За 27 лет мне так и не было оказано должного лечения. Я инвалид второй группы вместо того чтобы заниматься лечением, вынуждена доказывать свое право на лечение.
В переводе с латинского имя «Агриппина» означает «горестная» — и это, на первый взгляд, очень точно характеризует жизнь нашей героини. Ей, тяжело больной женщине, почти тридцать лет приходится отстаивать свои права, но эта борьба может вдохновить и послужить примером для многих людей, столкнувшихся с произволом. Важно помнить, что честь и справедливость – это вещи, за которые всегда стоит бороться. 8 июля у Агриппины Егоровны день рождения, мы от всей души поздравляем ее с этим знаменательным днем! Желаем ей здоровья.

 

Анастасия ИСАЕВА.

 

agrip1

 

agrip2