Кто ответит за пожары?

8 лет ago Елена Кутергина 0

pozhВ Братске объявили чрезвычайную ситуацию

27 сентября в Братске в связи с сильными пожарами в Братском районе и на севере Иркутской области была объявлена чрезвычайная ситуация. В Усть-Куте на неделю закрыли образовательные учреждения, а в больницы Братска обращаются пострадавшие от дыма жители.

 

Дымный ужас

– Мы с июля горим. Сначала горели сопки в районе аэропорта. Сейчас огонь подобрался вплотную к дачам, мы его видим, что нам делать? – такой звонок отчаяния поступил в редакцию в среду, 28 сентября.

– Моему сыну стал плохо во время занятий в школе, его госпитализировали. Поставили диагноз «кислородное голодание» из-за дыма. Сейчас он лежит в больнице, – рассказала мама 11-летнего ученика школы №5.

Мы привели лишь самые отчаянные отзывы о текущей ситуации в городе. Головные боли, обострение хронических заболеваний, подавленное физическое и психосоматическое состояние – самая обычная история в наших семьях в эти дни.

Тушить начали после шумихи в прессе

По наблюдениям редакции, активные действия по тушению пожаров Братском районе, связанные в большей степени с приездом генерала МЧС Сергей, начались лишь несколько дней назад, в то врем как задымление наблюдается с 9 сентября. После шумихи в прессе и жесткого разбора полетов на территорию поступила авиатехника для тушения пожаров, были стянуты дополнительные силы в лице специализированных пожарных отрядов со всей области, а также волонтеры.

Репортаж с КЧС

Ежедневно теперь проводятся КЧС – комиссии по чрезвычайным ситуациям, на одном из которых побывал наш корреспондент. И оказался, мягко говоря, в шоке от услышанного и увиденного.

Даже банальный отчет перед генералом Диденко о количестве привлеченных на тушение людей вызывал сумятицу у представителей местных лесничеств. Один из самых серьезных пожаров, который дает сейчас задымление в Братске, – в ответственности Братского лесхоза.
– Сколько людей сейчас у вас задействовано на тушении 143-го пожара? – спросил генерал.
– 22, – ответил руководитель Братского лесхоза Александр Лазарев.

– В плане у Вас числилось 200 человек. Скажите, Вас в жизни ничего не пугает?

– Я объясню. Мы направили письма арендаторам леса, чтобы они выделили людей на тушение пожаров, но никто не отозвался, – скомкано ответил лесник.
– Тогда уходите в отставку. Пока в тюрьму не посадили. Зачем нужен руководитель, которого никто не слушается?

Лесозаготовители не согласны

Вот на таком уровне велась беседа на КЧС. Мы оперативно опросили несколько арендаторов лесов в Братском районе и на севере области, в том числе крупных, и они опровергли информацию о том, что лесозаготовители не участвуют в тушении пожаров.

– Да Вы что! Мы с июля тушим, и свои пожары, и на общих территориях, и вертолет летает, и технику даем. Обидно слышать такие вещи, – говорят заготовители.
Увы, все телодвижения по предотвращению пожаров пока дают мало результатов. Диденко требует снять людей с других, не дающих задымление в городе пожаров и перенаправить их на 143-й и 134-й большие пожары. Мэру района выдается распоряжение организовать население на защиту поселков, а квалифицированных специалистов перенаправить на пожары.

– Через 2 дня снег пойдет и Вам будет стыдно за свои действия, – говорит Диденко в адрес мэра Братского района Баловнева.

Именно в районе сейчас обстановка наиболее сложная, там полыхает 6 пожаров. В городе, по официальной версии, пожаров нет, но горожане по-прежнему сообщают о тлении то там то здесь. Во вторник сигналы о задымлении поступали с района ул. Муханова, а в среду стало известно о возгорании в районе пос. Порожский, Комсомольских дач, Курчатовского залива. Все силы брошены на ликвидацию пожаров там.

Кто виноват?

О причинах пожаров сегодня не говорит только ленивый. Интересно, что в городе и в районе они имеют совершенно разную природу. В городе в основном вызваны халатностью самих жителей. Так, например, недавно на ул. Возрождения мужчина учинил пожар, обжигая провод. В районе Нового кладбища спровоцировать возгорания могли лица без определённого места жительства, которые «пригрелись» на кладбище.

– Мы тушили пожар в районе нового кладбища. По нашей информации, там организован целый лагерь бомжей. У них там шалаши, землянки, вполне возможно, они спровоцировали возгорания, – говорит волонтер Семен Нечаев.

В районе, по мнению многих экспертов, не исключена работа «черных лесорубов» как основных поджигателей лесов. В это охотно верится, поскольку в конце сентября в глубине тайги грибники навряд ли станут жечь лес. Отметим, что работа с противоправной лесозаготовкой и палом леса для дальнейшего его вывоза в Китай лежит в зоне ответственности правоохранительных органов, а также региональных законодателей, но, судя по всему, эта работа не ведется либо слабо влияет на ситуацию.

– Со своей стороны мы сделали все возможное: объявили противопожарный режим еще в начале сентября, запретили селянам посещать леса, но как на такой огромной территории всех проконтролируешь? Считаю, главная причина все-таки – человеческий фактор, – комментирует представитель Братского района Дмитрий Зубахин.

Достаточно ли эффективно была организована работа по предупреждению пожаров на уровне глав поселков? Это вызывает большие сомнения.
А все ли было сделано?

Власти и правоохранители как в городе, так и в районе, безусловно, заслуживают критики и генерала Диденко, и простых жителей – за слабую организацию защиты лесов от пожаров. К примеру, ночлежки бомжей можно было давно ликвидировать, на уровне города усилить информированность населения об опасности посещения лесов, перекрыть въезды и многократно увеличить штрафы за опасное обращение с огнем, организовать городские сообщества, а также бизнес, имеющий в своем парке бульдозеры и другую технику, на более эффективное тушение возгораний. И не только в городе, но и в районе – помочь соседу, почему нет? Ведь от соседа же дым идет на город. . Обиднее всего в текущей ситуации, что у ответственных лиц нет нацеленности решать проблему всем миром, каждый переводит ответственность с одного на другого, четко разграничивая город и район, полномочия, ответственность и т.д.

Где Губернатор?

Более всего непонятны в данной ситуации и действия областных властей, к которым также много вопросов. На той же КЧС Диденко заявил, что губернатора Левченко и главы Правительства области в настоящее время в регионе нет, в отпуске находится и заместитель главы регионального правительства, курирующий пожары, Виктор Кондрашов. Еще несколько дней назад руководители ключевых лесных госучреждений также отсутствовали.

Природоохранный прокурор Братска на прошлой неделе заявил, что им направлены заявления и материалы по поводу халатности в организации тушения пожаров. Однако ни в районный ни в городской следственные отделы по текущей ситуации, как нам сообщили следователи, никаких заявлений не поступало.

 

Елена КУТЕРГИНА