Машина, покорившая Ангару

8 лет ago Администратор 0

mazРедкий автомобиль эпохи первостроителей Братской ГЭС восстановят к юбилею города

Размышляя о круглой дате – 60-етии Братска, которую город отметит 12 декабря, – мы много говорим о людях эпохи великого покорения Ангары. Но редко речь заходит о машинах. Об автомобильной технике, которая в свое время сыграла ключевую роль в труднейшем и почти невероятном подвиге советских людей. Сегодня мы расскажем о грузовом автомобиле МАЗ-205 – редчайшем экземпляре тех лет.

maz

Редкий автомобиль эпохи первостроителей Братской ГЭС восстановят к юбилею города

Размышляя о круглой дате – 60-етии Братска, которую город отметит 12 декабря, – мы много говорим о людях эпохи великого покорения Ангары. Но редко речь заходит о машинах. Об автомобильной технике, которая в свое время сыграла ключевую роль в труднейшем и почти невероятном подвиге советских людей. Сегодня мы расскажем о грузовом автомобиле МАЗ-205 – редчайшем экземпляре тех лет.

С одним чемоданом в руках

МАЗ-205 начали выпускать в 1947 году, и к моменту начала строительства Братской ГЭС эта неприхотливая машина была в самом ходу. В Братск их тысячами завозили по железной дороге. Историк и краевед Сергей Чулков рассказывает, что его отец работал на таком грузовике.

– Люди массово ехали на стройку. И в этом было, возможно ,не так много романтики, как представляется некоторым сегодня. Мой отец поехал прямо с воинской части в Дрездене – чтобы не возвращаться в колхоз. Для многих Братск рисовался городом свободы – местом, где можно работать за рубли, а не за трудодни. Приехал с одним чемоданом и в армейской форме. И на МАЗ-205 проработал, будучи в одних штанах, всю зиму. В машине не было печки, можете себе представить, каково было водителям тех лет…– говорит Сергей Чулков.

Но МАЗ-205 редко подводил. Работал, как МАШИНА. Функция его была проста и понятна – выгружать породу в основание плотины ГЭС.

Почти все экземпляры были уничтожены

Дальнейшая судьба МАЗа. Его серийное производство закончилось в 1965 году, и по разнарядке «сверху», все старые экземпляры массово сдавались в металлолом. Не только в Братске, а по всей стране. Утаить подобный грузовик в гараже было практически невозможно. Но каким-то чудом почетный гражданин Братска, первостроитель Братской ГЭС Игорь Михайлович Пашков сохранил своего верного друга. Он, вместе с МАЗ-205, участвовал в перекрытии Ангары, и для ветерана автомобиль – это частичка его души, его памяти… В свое время он передал машину городу – в качестве памятника, его установили в Падуне на улице 25-летия Братскгэсстроя. Но машина серьезно пострадала – сначала от рук подростков, спаливших кабину, а затем от «металлистов», которые украли двигатель с радиатором и множество других ценных деталей.

Легенду возродят

Сергей Чулков рассказывает, что неоднократно предпринимались попытки восстановить автомобиль, но Игорь Пашков всячески сопротивлялся этому – боялся, что автомобиль уйдет в частную коллекцию или того хуже, на металлолом. За МАЗами-205 гоняются по всей стране, их практически не осталось. Но по личной просьбе мэра города разрешение от Почетного гражданина Братска было получено: автомобиль на днях все же сняли с постамента – для того, чтобы возродить.

Инициативу проявил депутат городской думы Олег Попов – большой любитель раритетной техники. Уже известно, что он затратил крупную сумму на приобретение двигателя и радиатора для МАЗа – у одного из горожан нашлись «родные» детали, но подарить их городу мужчина, увы, не пожелал…

– Мы бросили клич в городе, и люди откликнулись. Многое уже удалось найти, есть надежда, что удастся частично восстановить машину к юбилею города. Хотелось бы обратиться к горожанам с просьбой: может быть, у кого-то в гаражах сохранились какие-то фрагменты кабины, а, может быть, и спецодежды, аксессуаров первостроителей. Хочется создать полноценную экспозицию, – говорит Олег Попов.

Также известно, что восстановленный автомобиль, скорее всего, будет установлен возле памятника Ивану Наймушину и Первостроителям Братска в Энергетике. Площадь находится под видеонаблюдением и круглосуточной охраной. Будем надеется, что легендарный МАЗ -205 – отреставрированный и приобретший вторую жизнь – от вандалов и воров больше не пострадает.

Елена КУТЕРГИНА