На что жалуются братчане?

11 лет ago Елена Кутергина 0

rospotrebПродавцы пылесосов гипнотизируют покупателей на дому. Сборщики мебели затягивают сроки выполнения заказов и отказываются платить неустойку. Предприниматель выдавал бэушные шубы за новые и нагрубил сотрудникам контролирующей организации. Вот лишь несколько последних примеров из практики местного территориального отдела Управления Роспотребнадзора. В целом же за прошедшие десять месяцев 2012 года туда поступило около 400 обращений граждан. Из них 200 заявлений поступило по телефону горячей линии, 120 заявлений в письменной форме, 80 человек были приняты на личном приеме.

 

Продавцы пылесосов гипнотизируют покупателей на дому. Сборщики мебели затягивают сроки выполнения заказов и отказываются платить неустойку. Предприниматель выдавал бэушные шубы за новые и нагрубил сотрудникам контролирующей организации. Вот лишь несколько последних примеров из практики местного территориального отдела Управления Роспотребнадзора. В целом же за прошедшие десять месяцев 2012 года туда поступило около 400 обращений граждан. Из них 200 заявлений поступило по телефону горячей линии, 120 заявлений в письменной форме, 80 человек были приняты на личном приеме.

 

С какими проблемами приходят горожане в Роспотребнадзор? Основные причины обращений – предоставление некачественных услуг и товаров, отсутствие о них необходимой и достоверной информации, нарушение сроков исполнения услуг, а также включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.
По фактам нарушений с начала года специалистами Роспотребнадзора было проведено 120 проверок и административных расследований.

Главный специалист-эксперт Роспотребнадзора Елена Русакова сообщила, что жаловаться братчане стали меньше. Но дело, однако, вовсе не в том, что товары и услуги стали качественнее – просто люди сейчас все чаще обращаются за помощью в частные юридические фирмы. За услуги последних приходится платить, что, конечно, невыгодно братчанам, но тенденция есть тенденция и платят за их услуги. К сожалению, в городской администрации уже нет отдела по защите прав потребителей, где братчане могли бесплатно получать квалифицированную помощь.

Главным образом жители Братска жалуются на непродовольственные товары: некачественную обувь, одежду, бытовую технику, сотовые телефоны. Это львиная доля обращений – 62% от их общего числа. В сфере услуг основной объем обращений приходится на предоставление некачественных бытовых услуг – 27%, жилищно-коммунального хозяйства – 23%, предоставление финансовых услуг – 7% и на услуги связи – 4%.
Приведем несколько характерных примеров из практики местного Роспотребнадзора.

Начнем, пожалуй, с частных фирм, занимающихся изготовлением мебели. В городе на данный момент работают два индивидуальных предпринимателя, которые не в полном объеме выполняют заявленные работы, а также затягивают сроки выполнения заказов. В отношении этих предпринимателей специалисты провели проверки. Основание – ущемление прав потребителей.

Выяснилось, что договоры были составлены с нарушениями законодательства. Например, в договоре были существенно занижены проценты за неустойку: вместо 3% за каждый просроченный день указывалась цифра 0,1%. Неправильно были оговорены и сроки выполнения работ с клиентами. Сейчас предприниматели привлечены к административной ответственности. На них наложены штрафы. Также составляется иск в суд о полной ликвидации деятельности этих индивидуальных предпринимателей.

Много заявлений поступает по поводу отвратительной бытовой техники. С недавнего времени в Братске предлагают купить пылесосы по цене 150 тыс. руб. Продажа этих «золотых» пылесосов осуществляется путем демонстрации товара на дому.

Как заявляют потерпевшие горожане, продавцы, используя маркетинговые уловки, буквально гипнотизируют людей на дорогую покупку. Не отдавая себе отчета в том, что творят, люди оформляли кредиты через банк. Удивительно, но среди пострадавших есть такие, чей доход едва превышает величину прожиточного минимума.

Уже после оформления договора, люди осознавали, что приобретали непозволительный для их социального статуса товар. Доказать же факт психологического воздействия после оформления сделки даже в суде практически невозможно. Ведь юридически все оформлено правильно, бумаги подписаны покупателями. При проверке были обнаружены ущемления прав потребителей при оформлении договоров. Сейчас составляется иск в суд. Но даже после суда, люди вряд ли люди смогут вернуть свои деньги назад в полном объеме, сетуют специалисты.

Несколько жалоб поступили на индивидуального предпринимателя, который осуществляет продажу меховых изделий. Бизнесмен включает в договор пункт, прописанный мелким шрифтом – о том, что покупатель приобретает товар «ненадлежащего качества и б/у». А в конце договора стоит еще один пункт: «о качестве товара уведомлен и с условиями согласен». По словам клиентов, когда они обнаруживают дефекты и обращаются к этому предпринимателю с жалобами на товар, в ответ он лишь грубит и хамит. Специалисты утверждают: услуги подобного рода должны называться совсем по-другому: либо «комиссионный магазин», либо «секонд-хенд». Привлечь недобросовестного предпринимателя к ответственности за ненадлежащее составление договоров не представилось возможным: как и в случае с пылесосами по бумагам все вполне законно. При проведении проверки он также начал грубить и хамить уже сотрудникам Роспотребнадзора. За это его привлекли к административному взысканию с формулировкой «за воспрепятствование работы служебных органов», и теперь он заплатит штраф.

Как всегда, много обращений на некачественную обувь. Некоторые предприниматели в договоре прописывают недопустимые пункты. Например, о том, что при возникновении жалоб, покупатели имеют право обращаться только в арбитражный суд. Или опять же занижают размер неустойки до 0,1%, а по законодательству в сфере торговли этот процент не может быть менее 1%. Но в основном, продавцы обуви в нашем городе стараются решать все вопросы со своими клиентами в досудебном порядке.

Также было зафиксировано несколько жалоб потребителей на оказание некачественных финансовых услуг. Клиенты, одного из банков, пожелавшие сделать вклад, заявили, что с ними не был заключен договор. Фактически клиент не знал ни условий, ни процентной ставки по вкладу, ни сроков. За что банк и был привлечен к административной ответственности как юридическое лицо.

Еще одна проблема – фирмы однодневки. Это довольно распространенный вид деятельности в последнее время. Сегодня это один ИП, а завтра уже другой. Поэтому при возникновении каких-либо претензий, предъявить их кому-то уже практически невозможно.

Роспотребнадзор напоминает: все услуги для потребителей предоставляются бесплатно. В случае если права граждан нарушены, они имеют право обратиться в Территориальный отдел Роспотребнадзора с письменным заявлением о проведении внеплановой проверки. Также потребители могут получить консультацию и помощь в составлении искового заявления, либо получить заключение в суде в защиту своих прав. Но в первую очередь, предостерегают специалисты, нужно быть внимательными на стадии подписания договоров: тщательно прочитывать каждый пункт и ни в коем случае ничего не подписывать, если возникают какие-то сомнения.

— К сожалению, подписывая договор, клиент дает согласие продавцу, и потом его очень трудно защитить, даже в суде, — говорит Елена Русакова.

Ольга ОВЧИННИКОВА.

 

rospotreb