Невозможное возможно

8 лет ago Елена Кутергина 0

delta 1Братчанин, несколько лет назад построивший летательный аппарат, сейчас собирает аэродинамическую трубу – симулятор свободного падения

 

Какие только идеи не приходят в голову по-настоящему увлеченным людям! Братчанин Андрей Фоминых вздумал соорудить с помощью подручных средств ни много ни мало аэродинамическую трубу. Так называется довольно массивная камера-симулятор свободного падения. Мощный воздушный поток, нагнетаемый внушительными винтами, движется со скоростью около 200 км/ч вверх. Этого достаточно, чтобы человек мог парить в таком аэропотоке, испытывая полный набор ощущений, которые испытывает парашютист в полете до того, как парашют раскроется. Скептики скажут: безумная идея, и вряд ли простой человек сможет воплотить ее в жизнь. А вот и неправда. Когда Андрей Фоминых начал создавать свое первое детище – дельталет, многие тоже сомневались, а он взял да и построил, и летает теперь на нем летом в выходные дни над Братским морем.

Братчанин, несколько лет назад построивший летательный аппарат, сейчас собирает аэродинамическую трубу – симулятор свободного падения

 

Какие только идеи не приходят в голову по-настоящему увлеченным людям! Братчанин Андрей Фоминых вздумал соорудить с помощью подручных средств ни много ни мало аэродинамическую трубу. Так называется довольно массивная камера-симулятор свободного падения. Мощный воздушный поток, нагнетаемый внушительными винтами, движется со скоростью около 200 км/ч вверх. Этого достаточно, чтобы человек мог парить в таком аэропотоке, испытывая полный набор ощущений, которые испытывает парашютист в полете до того, как парашют раскроется. Скептики скажут: безумная идея, и вряд ли простой человек сможет воплотить ее в жизнь. А вот и неправда. Когда Андрей Фоминых начал создавать свое первое детище – дельталет, многие тоже сомневались, а он взял да и построил, и летает теперь на нем летом в выходные дни над Братским морем.

Что такое дельталет? Это летающая машина, совмещающая в себе дельтоплан и самолет. Взлет и приземление на нем осуществляется на собственное шасси с помощью двигателя внутреннего сгорания, которых, как известно, у обычного дельтоплана нет.

Строят такие летательные аппараты не только для развлечения. Они широко используются в сельском хозяйстве или, например, для облета нефтепроводов и газопроводов, осмотров линий электропередач, обнаружения лесных пожаров.

Но Андрей Фоминых, конечно, построил его, прежде всего, для отдыха. Разумеется, в зимний мороз на нем особо не полетаешь, да и летом не каждый день можно оседлать крылатого коня и подняться к небу. Однако когда есть возможность покататься самому и друзей покатать, хозяин аппарата выходит с ним на берег Братского моря и заводит мотор. Построить такой аппарат можно месяца за два, и даже быстрее, говорит Андрей. Конечно, если предварительно собраны все запчасти.

Питается крылатый друг редким бензином АИ-98: нашли его только на одной заправке. Двадцатилитрового бака хватает на два часа полетов. Весит немало – 150 кг: 100 – телега и 50 само крыло. Может поднять вес около 160 кг – двух взрослых мужчин. 300-350 кг – подъемный вес. Скорость развивает до 80 км/час. Размах крыльев 12 метров.

Андрей Фоминых сейчас на пенсии, ему 57 лет. Работал на СТО «ВАЗ» слесарем, имеет высшее образование по специальности инженер-строитель. Он согласился рассказать о своем необычном увлечении, которым занимается уже тридцать лет.

Началось это все в начале восьмидесятых, в эпоху повального увлечения авиацией. У братчанина Виктора Куприна, который и научил Андрея летать, были учебные аппараты. И зимой, и летом они штурмовали Моргудон на простых дельтопланах без мотора. Но всегда мечтали построить аппарат с двигателем.
И вот однажды хороший друг Андрея Федор Ткаченко съездил в Рыбинск и в авоське привез мотор. Мотор этот был без документов, везти его пришлось нелегально. А ведь дело было в СССР, где за такие дела могли серьезно наказать. Федор чувствовал себя настоящим Джеймсом Бондом.

 

В то время у любителей полетов был клуб «Скаймен» в старой деревянной школе. И там, в спортзале, друзья собрали свой первый аппарат. Первый полет стал неудачным: летчики кубарем покатились по полю.

Надолго запомнилась поездка в Москву на авиаралли в 1997 году. Это был многодневный перелет по «Золотому кольцу» на дельтолете. Ездили втроем: пилот Виктор Куприн, а Андрей Фомин с Андреем Шишлиным были штурманами. Всего участвовало около тридцати аппаратов со всей России. На одном из этапов нашим землякам удалось взять первое место.

Андрей страстно привязан ко всему, что связано с авиацией. И даже травмы ему нипочем: как летал, так и летает. А травмы бывали довольно серьезный. Был случай, в самом начале летной карьеры, когда в результате падения Андрей получил сразу несколько переломов и вдобавок сотрясение мозга. Но, слава Богу, все обошлось.

Не раз двигатель отказывал в полете. Только в прошлом году пришлось совершить две вынужденные посадки. Один раз двигатель заглох сразу же после взлета прямо над лесом. Пилот не растерялся: приземлился прямо на просеке. А там и товарищи подоспели – помогли.

Раньше Андрей летал над морем на поплавках. Но однажды дал одному знакомому прокатиться, а тот не справился с управлением и сел прямо на берег. Остались от поплавков только одни воспоминания. А с ними летать безопаснее: все-таки море, сесть можно везде.

Зимой полеты не прекращаются, но происходит это гораздо реже, чем летом: если температура ниже 10 градусов, летать некомфортно. В зимнее время место колес используются лыжи.

Сейчас Андрей загорелся еще одной идеей. Готовая она стоит около семи миллионов рублей. Но Андрей намерен сам ее соорудить и уложиться в полмиллиона. Это аэродинамическая труба – симулятор свободного падения. Человек парит над мощным потоком воздуха и испытывает колоссальное удовольствие, как если бы он просто падал вниз с большой высоты. Для постройки трубы Андрей уже заказал часть оборудования. Ввод в эксплуатацию нового детища намечен на следующий год.

— Главное, что это чистый адреналин и никакого риска, — восхищается летчик. — Сверху сетка, снизу сетка, человек внутри, в колбе.

Андрей специально съездил в Краснодар и на себе проверил «силу притяжения» трубы. Говорит, что захватывает так же, как и дельталет. Дело за малым – построить.

Андрей вырастил пятерых детей. Четырех сыночков и лапочку-дочку, как он сам говорит. Сейчас два сына живут в родительском доме – остальные разъехались по стране. Младшему Андрею не так давно исполнилось двенадцать лет. Он уже не раз летал с отцом и даже управлял воздушным судном. Говорит, что непростое это дело. Сам он охотно интересуется техникой. Купил у соседа сломанный квадроцикл, отремонтировал, и теперь гоняет на нем по улицам.

Даже свой дом, который Андрей строит пятнадцать лет, задумывался для того, чтобы можно было разместить дельталет. Два этажа, гараж внизу и специальное помещение для летательного аппарата размером 6 на 12 метров. Жена Андрея Инна, с которой они вместе уже пятнадцать лет, к такому хобби относится благосклонно. Считает, это лучше, чем на диване валяться. Хотя и переживает каждый раз, особенно когда шум мотора внезапно глохнет.

— Сколько живет человек, столько и хочет летать, небо его притягивает. И если долго не летаешь, дельталет начинает сниться. Значит все – пора заводить мотор,- говорит Андрей.

Ольга ОВЧИННИКОВА.

 

delta 1

 

delta 2

 

delta 3

 

delta 4