ПРИЗРАК ПРОШЛОГО

9 лет ago Администратор 0

prizrakПролистывая ежедневно километровые страницы информационных интернет-изданий, я с завидным постоянством натыкаюсь на новости одного толка: «Активисты в городе Н. путем сбора подписей решили установить памятник Иосифу Сталину к празднованию 70-летия Победы». Новость всегда примерна одного плана, только меняются города, имена организаторов и декорации.

prizrak

 

Пролистывая ежедневно километровые страницы информационных интернет-изданий, я с завидным постоянством натыкаюсь на новости одного толка: «Активисты в городе Н. путем сбора подписей решили установить памятник Иосифу Сталину к празднованию 70-летия Победы». Новость всегда примерна одного плана, только меняются города, имена организаторов и декорации.

Что ж, вечный спор сталинистов и антисталинистов уже привычное обстоятельство. Но в этом году, решительность по части однозначной реабилитации вождя усилиями малой группы лиц приобрела воистину народные масштабы. И на это сложно не обратить внимание. Примета времени, если хотите.

По данным опроса, проведенного «Левада-Центром», у россиян за последние 15 лет изменилось отношение к личности Иосифа Сталина, передает «Интерфакс». Число людей, относящихся к Сталину с неприязнью, уменьшилось в два раза, а количество тех, кто относится к нему с безразличием, увеличилось с 12 % до 30 %.

39 % опрошенных теперь оценивают фигуру Иосифа Сталина положительно: 30 % респондентов испытывают к нему уважение, 7 % — симпатию, 2 % — восхищение. Треть участников опроса поддержали идею установки памятника Сталину к 70-летию окончания Великой Отечественной войны. Почти четверть россиян, 24 %, относятся к смерти Сталина как к утрате великого вождя и учителя.

Мне вообще видятся все эти споры, драки, позиционные дуэли и «убийства», как минимум, надуманными. Сталин – это история. А история в оправдании или осуждении не нуждается.

Когда в воздухе вновь слышен запах гари от разведенных на сталинском прахе костров-дебатов, и слова, брошенные друг в друга, приобретают серьезный вес и угрозу увечий, я каждый раз возвращаюсь к мысли замечательного, на мой взгляд, русского писателя: «Быть уверенным в том, что единственной и главной целью Сталина было построение концлагеря от Бреста до Магадана столь же глупо, как быть уверенным в его доброте и человеколюбии. Сталинская Россия – многоуровневая и сложнейшая система, оправдывать её сложно, но и упрощать незачем». И это, как мне кажется, фундаментальная мысль. Сталин – крайне непростой, многоэтажный исторический персонаж. Он – олицетворение и Победы, и Смерти. И великих свершений, и чудовищных преступлений. А все потому, что его присутствие пришлось на густо окрашенную пору, эпоху диких контрастов и сложноцветий: политических, дипломатических, экономических и социальных. Его заслуги и величие очевидны настолько же, как и его жуткие стратегические промахи и сатанистские периоды правления. Все мы читали учебники истории, поэтому нет смысла увлекаться подробностями. Сталин очевиден сам по себе. Как что-то непоправимое и метафоричное. Спустя десятилетия, глупо драть пуговицы на его шинели, взывая небеса к справедливости, гораздо мудрее анализировать роль его личности в формировании сильнейшего государства на планете и перестать отрицать его в принципе. У нашей либеральной общественности есть некая мода на антагонизм. На полное отрицание, как им кажется, постыдных черных страниц историй. А так не бывает. Империи не строятся на цветах и улыбках. Территории, великие Победы, будущее достается невероятной ценой. Ценой жизни, ошибок и страшных потерь, в первую очередь.

Замечу, что так же странно расценивать ностальгию по Сталину, как прямое взывание к сложному болезненному прошлому. Ну, вздор ведь! Это лишь жест неприятия нынешней действительности, состоящей из хаоса, бардака, обмана и отсутствия порядка. Иосиф Виссарионович выступает здесь, в ретроспективе, в качестве фигуры речи, в качестве Меры и Кары. Какая может быть ностальгия по времени, когда штамповали смертные приговоры? Но Сталин — это бог мщения, это демон, который, как выразился профессор Гиренок, заставил появиться ужас на блудливом лице лавочника.

А в преддверии 70-летия Победы важно понять руководящей элите и непримиримым противникам, что несмотря ни на что, Сталин – это, в первую очередь, символ силы. Имперский символ, символ русского человека, его запредельных возможностей, жертвенности и Веры. Оспяной вождь никогда не будет приметой добра, но и главным бесом истории он тоже не станет. Он должен жить и представать перед новыми поколениями, какой есть: с тенями и светом. Как любой исторический персонаж. Хватит с него культов. И бороться сейчас с ним нет уже никакого смысла. Бороться нужно было совсем с другими хотя бы в те же сердитые 90-е, когда все наследие и гигантское достояние, созданное и наращенное опять же при Сталине в том числе, распиливалось, растаскивалось и продавалось в обмен на частные дворцы и замки. Предприятия, полигоны, заводы, пароходы и ледоходы исчезали со скоростью света. Та мощь, которую олицетворяла Россия, досталась рвачам и мерзавцам, которые обменяли атомоходы на многоэтажные яхты и пустили по миру тысячи ученых и инженеров. Великая Россия растаскивалась теми, кто горячо ругает вождя, кто пуще всех его презирает и люто ненавидит.

Теми, кто грабил его Россию, русских людей и их земли, жирея и попутно теряя всякий намек на совесть. Теми, кто сжигал все мосты и носил гордое имя «демократ». Теми, кто выпинывал нас с вами, бородатых, нечёсаных и неграмотных из своих сел и деревень навстречу светлому будущему! Тащил, разувая и раздевая, отнимал единственную иконку, приказывая жить по-другому. Теми, кто решил, что они начало и венец истории. Теми, кто отобрал у миллионов людей работу и возможность образования, тех, кто хуже нацистов считал большую околистую Россию ненужным территориальным приплодом, чернью и сиречью, и продал бы, дай волю.

Подытоживая свои размышления об отношении к Сталину, хотелось бы, как и в начале, обратиться к писателю Захару Прилепину в качестве философского очень мудрого многоточия: «Сталин — фигура, которая противостоит колоссальным ошибкам неолиберализма. 70 миллионов людей оказались в пучине бедности, была развязана война в Чечне, Ельцин обстрелял парламент в 1993 году. Все это оправдывается тем, что «при Сталине было бы еще хуже». От левых потребовали раскаяться в прошлом. Из Сталина сделали подонка социал-дарвинизма за последние двадцать лет. Конечно, речь не идет о том, чтобы оправдывать чистки. Сталин – это символ порядка, суровости, властителя без всякой примеси гедонизма. Он после себя оставил только военную шинель и пару сапог. В нем была самоотверженность и что-то религиозное. Как говорил Иосиф Бродский, «Бог — это насилие. И именно таков Бог Ветхого Завета».

 

 

Яна ИЛЬИНСКАЯ