Уроки жизни в средней школе

7 лет ago Елена Кутергина 0

aПрошлая неделя запомнилась избиением школьницы в одном из лицеев Иркутска. Разъяренный одноклассник накинулся на девушку с кулаками, разбил ей лицо. Ужасное видео гуляет в интернете по сей день, а возмущенная общественность удивляется: «Куда катится наша молодежь?» Могу лишь ответить на это: никуда не катится, жестокость в молодежной среде – явление вполне обычное.

 

Прошлая неделя запомнилась избиением школьницы в одном из лицеев Иркутска. Разъяренный одноклассник накинулся на девушку с кулаками, разбил ей лицо. Ужасное видео гуляет в интернете по сей день, а возмущенная общественность удивляется: «Куда катится наша молодежь?» Могу лишь ответить на это: никуда не катится, жестокость в молодежной среде – явление вполне обычное.

 

Говорят, девчонка довела парня своей бесконечной травлей, и он не выдержал. Подобных примеров невероятной «защитной» агрессии среди подростков – хоть отбавляй. Особенно в этом прославились США, где едва ли не каждый год какой-нибудь школьник стреляет по одноклассникам и учителям, непременно убивая несколько человек. И в России несколько лет назад произошло нечто подобное.

 

О школьных ужасах стенать и охать не буду, хотя бы потому, что сама не настолько давно закончила школу. И было это в 90-е годы. Что творилось тогда – даже страшно вспоминать.

 

Жесткие драки в школах и недалеко за ее пределами никогда не были редкостью. Мне вспоминается случай, когда к нам во двор приехали люди на черных машинах, вышли с битами в руках и избили, очень жестоко, парней из старшей школы. Удивительно, но тогда ни у кого не возникло даже мысли снять это на камеру или хотя бы написать заявление в полицию. Жестокость была обыденным явлением для очень рано повзрослевших в те годы детей. А повзрослели мы все конкретно в нашем дворе тогда, когда расстреляли четверых мальчишек в ходе бандитской разборки. Еще вчера мой сосед Денис писал на стене подъезда маркером всякие глупоти, а на завтра его с друзьями хоронил весь город.

 

В средней школе в 90-е годы было действительно страшно. Небезопасно. В классах всегда была пара-тройка отъявленных хулиганов, от вида которых стыла кровь в жилах. Они постоянно вымогали деньги, забирали канцелярию, шантажировали, заставляли ребят послабее делать отвратительные вещи. Даже внешне благополучные дети из богатеньких семей – не новых русских, но тех, что могли позволить купить своему ребенку кожаные сапоги и меховую шапку, — вели себя безобразно по отношению к бедным. Как именно? Боюсь, мои воспоминания будут излишними, скажу лишь, что в этом поведении было много грубого сексизма, унижений, нетерпимости к тем, кто слабее. Для некоторых ребят школа была настоящим адом, это я знаю точно. Но тогда мне так не казалось. Вокруг было так много ужасного, аморального, что мы к этому были совершенно привычны, адаптированы. 90-е годы разделили свое поколение на сильных, вполне успешных в наши дни людей, и на тех, кто стал маргиналом. Произошел своего рода естественный отбор, как бы ужасно это ни звучало. Такова реальность, сама жизнь, и общество тут ни при чем. Если бы общество 90-х годов влияло на всех одинаково плохо, то, думаю, сегодня наша страна лежала бы в руинах. Однако же мы по сути стали сильнее, а в чем-то — лучше.

 

Конечно, сегодня, в гораздо более благополучном обществе и более безопасной школе такие драки, вышедшие на поверхность, кажутся чем-то экстра ординарным. Даже депутат Госдумы Оксана Пушкина заинтересовалась этим происшествием в Иркутске. Еще 15-20 лет назад над ней бы посмеялись за излишнюю панику.

 

Конечно, иркутский случай по нынешним меркам действительно редкий, хотя он мог произойти где угодно и в каком угодно обществе. От трудных подростков Макаренко до одноклассников из фильма «Чучело» дети получают в школе не только знания, но и уроки жизни. Одни выносят правильные уроки, другие – нет, во всяком случае, именно из этих уроков и формируется личность. И задача каждого родителя, каждого педагога и самого ученика – все понять и сделать так, чтобы эти уроки были истолкованы и применены в дальнейшем правильно.

 

Елена КУТЕРГИНА