Увидеть Россию

9 лет ago Администратор 0
dorogiКорреспондент «Вечернего Братска» отправился на машине в сторону Москвы 
О путешествии в сторону Центральной России на своём автомобиле летом задумываются многие братчане. Кто-то хочет посетить родню, а иных манят тёплые морские берега. С чем предстоит столкнуться в пути, как подготовиться к путешествию, не лучше ли выбрать иной вид транспорта и как изменилась дорога за 20 лет? Наш корреспондент пересёк Сибирь и Урал, доехав до Европы по основной дороге, чтобы рассказать Вам об этом.
dorogi
Корреспондент «Вечернего Братска» отправился на машине в сторону Москвы 

О путешествии в сторону Центральной России на своём автомобиле летом задумываются многие братчане. Кто-то хочет посетить родню, а иных манят тёплые морские берега. С чем предстоит столкнуться в пути, как подготовиться к путешествию, не лучше ли выбрать иной вид транспорта и как изменилась дорога за 20 лет? Наш корреспондент пересёк Сибирь и Урал, доехав до Европы по основной дороге, чтобы рассказать Вам об этом.
О дорогах
В России строят дороги. Это ещё не многополосные автобаны, как в иностранных фильмах, но уже и не вздыбленный асфальт и сотни километров гравия, как было в 90-х. Строят дороги десятками километров, целиком меняя покрытие на полосах, расширяя их и выравнивая рельеф. На всех участках, где перекрыта одна полоса, используется реверсивное движения: светофор или рабочий по очереди пропускает поток в одном направлении. В 90-х небольшие горки перед Кемерово и перевал через Урал с узкими дорогами были сложными даже для опытных водителей, сейчас там обычная дорога, даже не требующая переходить на пониженную передачу. Аналогично и участки между Новосибирском и Омском, Тулуном и Канском, грозившие в 90-е годы убить подвеску Вашего авто гравием или посадить его на брюхо, стали места с хорошим асфальтом и красивыми пейзажами степей и перевалов. Разгонные полосы даже на небольших перекрёстках, обгонные полосы в гору, широкие обочины стали нормой.
За 20 лет у дороги на Запад изменились маршруты. В 1995-м году каждое село с полутора жителями принимало путников федеральной трассы. В 2015м году автопутешественникам из Братска на пути до Уфы предстоит побывать только в Тулуне, Нижнеудинске, Кемерово, Канске, Ачинске и Мариинске. Вокруг остальных городов построены комфортные объезды, позволяющие миновать города не снижая скорости, без изучения ям внутригородских дорог и стояния в пробках. Закончены, ещё в начале нулевых, и объезды территории Казахстана, куда раньше приходилось заезжать всему автотранспорту. А как бы ни улыбались друг другу президенты России и Казахстана, открывая границы, для простого путешественника различные экологические и таможенные сборы на пропускных пунктах могли превысить все остальные расходы на поездку. Сейчас дороги через Барабинск и Ишим позволяют не проверять теплоту межгосударственной дружбы.
С одной стороны, строительство дорог радует, с другой – существенно снижает скорость движения. Знаки ограничения скорости «70» и «50», с непременной автоматической фиксацией скорости неподалёку, и многокилометровые очереди перед участками дорожных работ – характерное явление этого лета на междугородних трассах. И всё же объёмы работ позволяют надеяться, что одна из бед России в ближайшие несколько лет уже не будет так актуальна. Может быть, и с другой бедой дело пойдёт на поправку?
Об инфраструктуре
Девяностые и начало нулевых – это обязательная канистра с бензином в багажнике, случающиеся очереди на бензоколонках, радость от возможности заправить хотя бы 76-й бензин из скрипящей ржавой колонки. Сегодня проблем с топливом нет. Вокруг любого населённого пункта гроздями стоят яркие АЗС и автолюбителю остаётся лишь выбрать, какой бренд ему ближе. Накормив авто, покушать самим двадцать лет назад можно было в редких, но ещё живых колхозных столовых: недорого, по-столовски вкусно, питательно и скромно. В 2015м покушать дорого, невкусно и вредно стало проще. Кроме прекрасных и известных «У Петра» на М53, «Ланты» на М51, «Уюта» в Ишиме и ряда других хороших кафе, появилось множество заведений, готовых накормить посетителей некачественной холодной едой. Остался неизменным принцип выбора кафе – кушай там, где едят дальнобойщики. Примечательно, что большее количество действительно вкусных и уютных придорожных комплексов встречаются в Сибири – видимо, к западу от Уральских гор деньги важнее качества.
В дальней дороге человек не отрывается от своих простых потребностей, потому туалет, душ и кровать необходимы. Двадцать лет назад с этими функциями справлялись придорожные кусты, речки и кресла автомобиля. Сегодня туалеты разной степени чистоты есть на каждой АЗС. Любой серьёзный придорожный комплекс, а таких немало, за скромную плату предложит Вам душ, баню и стирку вещей, чуть подороже – ночлег в тихих уютных номерах. Если хотите ночевать в машине, то для вас охраняемые стоянки с тем же набором сервиса. С развитием капитализма исполнилась мечта вождя мирового пролетариата – кипяток во многих кафе простому россиянину дают бесплатно. В целом, если 20 лет назад дорога была почти настоящим полуавтономным походом, полнм неожиданностей, то сегодня в пути горожанин останется в привычной среде.
О людях и технике
Скорость потока машин по междугородним трассам за 20 лет выросла в 1,5 раза: с 60-70 км/ч до 90-100 км/ч, а количество машин возросло в десятки раз. Основную роль в этом, конечно же, играют грузовики. В 90-х годах по дорогам тяжело тащили полуприцепы КАМАЗы, почти останавливаясь на подъёмах и собирая за собой колонны из машин. Сегодня в меру нагруженный тягач, в основном это иномарки, может обгонять на трассе легковые авто даже на подъёмах. Благодаря обгонным полосам и быстрым машинам, скорость движения потока держится около 90 км/час.
На одном из перевалов Урала стоит знак: «Осторожно, недалеко находится диспансер для психически больных людей». И после него появляется ощущение, что посетители заведения ездят туда на личных автомобилях. Если в Сибири в основном вежливые и адекватные водители, то в Европейской России, и особенно в Башкирии, таковые встречаются гораздо реже. Необоснованный риск, когда из опасного манёвра невозможно получить никакого преимущества и выигрыша времени — норма поведения на дороге. При этом есть некая зависимость между годом выпуска автомобиля и адекватностью на дороге – потрёпанные «нексии» и «девятки» стабильно и бессмысленно нарушают. Увеличивается и количество сотрудников ГАИ на трассе, но их интересует в основном скоростной режим, а не запрещённые и опасные манёвры. Скорость контролируется и множеством автономных стационарных приборов, часто установленных неявно, работающих на принципе измерения скорости между камерами и, как следствие, не фиксируемых антирадарами.
Двадцать, даже десять, лет назад путешественник часто оставался один на один с дорогой, машиной и знаками. Сегодня доступные подключенные к глобальной сети навигационные системы, СВ-радиостанции, социальные сети позволяют стать частью организма дороги. Путеводные программы для смартфонов, типа «Яндекс-навигатора», не только проложат маршрут и голосом предупредят о манёврах, но и сообщат о пробках, дорожных работах, ДТП, постах ГАИ. Впрочем, полностью доверять электронному разуму не стоит: например, изучив карты городов и пообщавшись с их жителями через соцсети, можно сократить маршруты через Ачинск, Мариинск, Канск на 15-20 километров. А слушая и общаясь на 15-м канале СВ-радиостанции, путешественники всегда в курсе дорожной обстановки.
От автора
Двадцать лет назад далеко не все самолёты долетали до места назначения, поезда по уровню комфорта были лишь немногим лучше квартиры алкоголиков, а покрытые гравием и порой лишённые мостов автодороги бросали вызов и людям и машинам. За 20 лет всё изменилось: самолёты долетают, в поездах чистота, кондиционеры и биотуалеты, на автодорогах – в основном ровный асфальт и хороший сервис. Но неизменным осталось одно: путешествие на автомобиле осталось лучшей возможностью увидеть Россию, взять с собой всё необходимое, оставаться в привычной среде и быть полностью свободным в выборе времени и маршрута для путешествия. Сегодня поездка на автомобиле до дачи около Братска, до Иркутска или Красноярска, до Чёрного моря или Питера, отличаются лишь продолжительностью и ценой. Везде есть хорошие дороги, адекватная дорожная разметка и знаки, принимают банковские карты, есть топливо, работает сотовая связь, есть возможность вкусно кушать и комфортно спать. С западного склона Уральских гор, расположенного уже в Европе, наш автомобиль спустился в обед 4-го дня пути – ровно на сутки раньше, чем и 10 и 20 лет назад, не смотря на все ремонты дорог и ограничения скорости. Если Вы ещё не отдыхали этим летом и решаете, на чём ехать, отбросьте сомнения, проведите ТО Вашему автомобилю и отправляйтесь в путешествие. 
Иван АРИСТОВ
 

Справка 
О деньгах
Стоимость топлива за пределами Иркутской области существенно ниже, чем в Братске. Один литр 95-го бензина на фирменных АЗС стоит от 32 до 36 рублей. Дороги позволяют двигаться с минимальным расходом топлива, так что стоимость дороги, даже с учётом амортизации автомобиля, выходит дешевле поезда или самолёта. Смартфон, способный выполнять функции навигатора стоит от 3-х тысяч рублей, комплект из СВ-радиостанции и антенны обойдётся в 4-8 тысяч рублей. Цены в придорожных кафе — 120-200 рублей на человека, душ – 100-200 рублей, номера в гостиницах – 1-3 тысячи рублей.