АНДРЕЙ ВОРОБЬЁВ: ТЕАТР ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗНООБРАЗНЫМ

7 месяцев ago Администратор 0

«Полистиличность» – такой термин определил для себя новый главный режиссёр Братского драматического театра Андрей Воробьёв. А ещё он считает – даже если на сцене показывают драму или трагедию, у зрителя должна быть возможность рассмеяться.

С Андреем Воробьёвым братские зрители познакомились в начале 2023 года, когда он поставил спектакль «Камедыя». В театральном мире Андрей Воробьёв считается молодым режиссёром, однако в его творческом багаже порядка 20 собственных спектаклей и более 80 сыгранных на сцене ролей. Уроженец «Шукшинских мест», выпускник Алтайской государственной академии культуры и искусств прошёл довольно сложный, но успешный путь становления.

– Сначала я учился на социолога, а потом решил поступить в театральный на режиссуру любительского театра. Затем начал искать работу и узнал, что Пермский театр «У моста» ищет актёров. Слава этого театра гремела на весь мир, он входит в десятку лучших провинциальных театров России по версии журнала «Форбс». Но самое главное, у художественного руководителя Сергея Павловича Федотова было одно правило: никакого кастинга – любой человек, неважно, таксист или тракторист, если есть желание, может прийти в его театр и стать актёром. Яркий пример – ведущий артист Пермского театра Владимир Ильин. Сейчас он признанная «глыба» театрального мира, а ведь был простым сантехником, посещающим театральный кружок. Поэтому я поехал в Пермь получать настоящее образование на практике, как актёр – на сцене, как режиссёр – в процессе создания спектаклей. Сергей Павлович увидел во мне режиссёрский потенциал, и мы начали работать в этом направлении, – рассказывает Андрей Воробьёв.

Режиссёрский потенциал действительно есть – ещё в начале карьеры Андрей Воробьёв стал лауреатом премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства, учреждённой губернатором Алтайского края, победителем режиссёрской лаборатории «Рыбный обоз», победителем международного конкурса-фестиваля театрального искусства «INSPIRATION» и международного фестиваля «Боспорские агоны». Все эти достижения Андрей Силантьевич связывает не только со своим личным талантом, но, в большей степени, со своими учителями.

– Первый мой учитель на Алтае – Геннадий Васильевич Старков. Именно он дал мне понимание, что театр может быть разным, что надо пробовать, искать. Второй – Сергей Павлович Федотов, худрук Пермского театра «У моста», который научил меня на практике как работать с артистами, как строить мизансцены, что такое действие. А в Екатеринбурге Николай Владимирович Коляда окончательно сформировал моё кредо. Он укрепил меня в убеждении, что театр всегда должен быть интересным, чтобы зритель всегда был увлечён действием на сцене, независимо от жанра спектакля, – говорит Андрей Воробьёв.

А ещё режиссёр считает, что в любом жанре должен присутствовать юмор, неважно, комедия ли это, драма или трагедия.

– В любой пьесе есть юмор. Зритель должен смеяться. Это сигнал для режиссёра и актёров, что зритель нас слушает и слышит. Это очень важно, – подчёркивает режиссёр.

И именно в этом, по словам Андрея Воробьёва, братский зритель обладает отличительной особенностью – яркой реакцией на происходящее действие на сцене.

– Братчане – лучшие зрители! Они так живо реагируют, так ярко проявляют свои эмоции. В других городах всё несколько по-другому. Здесь в зрительном зале всегда очень хорошая атмосфера. Они очень тепло относятся к артистам. И сразу понимаешь, что девиз Братского драматического театра «Театр – душа города» – не пустые слова, это действительно так.

Говоря это, Андрей Силантьевич подчёркивает, что ему приходилось работать приглашённым режиссёром, и он сталкивался с разными актёрами и разной зрительской аудиторией. И в какой-то момент принял решение возглавить свой театр. Выбор пал на Братский драматический.

– Захотелось твёрдо обосноваться. Чтобы свой театр, как маленького любимого ребёнка, растить, холить и лелеять, воспитывать. Правда, когда я принимал это решение, даже не подозревал, насколько это тяжело. Огромная ответственность: отвечать за текущие постановки, выступать художественным руководителем, найти общий язык с труппой. Это очень сложно. Но мне необыкновенно повезло – я попал в потрясающий коллектив. Меня тепло встретили, окружили любовью и заботой, во всём стараются помогать. Когда я приезжал в Братск год назад, мы познакомились с актёрами. И моё глубокое убеждение – у них большой творческий талант. Ещё я считаю, что артисту нужно давать разные амплуа. Не ставить ему клише. Если человек хочет творчески развиваться – «потолка» для него не существует. Я уверен, что с нашей труппой мы добьёмся успеха.

Кстати, встретили тепло не только нового главного режиссёра, но и его жену, опытную и талантливую актрису, которая поступила на службу в Братский драматический. И местные ценители театрального искусства уже высоко оценили её выступление на братской сцене.

Сейчас впереди программный для главного режиссёра спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Это трёхчасовая постановка, в которой будет задействована вся труппа.

– Мы уже поставили спектакль «Посмотри на меня» новосибирского драматурга Вячеслава Денисова. Это рассказ о текущей ситуации в стране. Я всегда подчёркивал, что театр не должен быть инструментом пропаганды, но сегодня наша страна переживает сложное время, мы не можем остаться в стороне. Да, мы не общественные деятели, чтобы разбираться в политике, мы не военные, чтобы разбираться в боевых действиях, но что-то понять о человеке в предлагаемых обстоятельствах мы можем. Считаю, что эту задачу мы успешно выполнили. И вот впереди – новая высота.

Работа над новыми проектами проходит в сложных условиях – театральный сезон в разгаре, текущие постановки забирают много времени у репетиций новых спектаклей. Однако Андрей Воробьёв смотрит в будущее с оптимизмом. И помимо «Самоубийцы» у него в планах моноспектакли для молодёжной аудитории.

– Необходимо, чтобы театр притягивал молодёжь. У меня родилась идея создать серию моноспектаклей с каждым из наших актёров по современным пьесам. Чтобы с молодыми людьми говорили об их жизни и во многом на их языке. Мы реализуем этот проект после Нового года, когда поставим «Самоубийцу».

Но есть у Андрея Воробьёва и более масштабная идея – сделать Братский драматический более узнаваемым и знаменитым театром.

– Для чего я вообще приехал: хочу создать такое пространство, о котором бы говорили. Обсуждали события на сцене, мотивацию персонажей, сравнивали с событиями в собственной жизни. Театр должен притягивать и не оставлять равнодушным, дать повод рассуждать и делать выводы. Для этого мы создаём театр для всех зрителей. Сам выдумал слово «полистиличный» – это значит, что абсолютно для любого зрителя нужно создать свой спектакль. Постановка должна быть сильной – главное, а в каком жанре – уже не столь важно. А я, как режиссёр, стремлюсь к тому, чтобы в каждой постановке быть не похожим на самого себя.

А для того, чтобы всё получилось, Андрей Воробьёв считает, что нужна «обратная связь» со зрителями, благо, современные технологии это позволяют.

– Уважаемые братчане! Пишите отзывы. Дело не в нашем тщеславии, хотя доброе слово и кошке приятно. Ваше мнение позволяет мне, как режиссёру, и нашим актёрам понять, в том ли направлении мы идём. Это, поверьте, очень важно. Ждём вас на наших спектаклях!

***

Любовь Кудряшова, директор театра: «Быть главным режиссером театра – очень тяжелая и ответственная миссия. Именно миссия, потому что главный режиссер не только ставит спектакли и поддерживает на должном уровне текущий репертуар, — он формирует репертуарную политику театра, определяет суть его настоящего и будущего. Поэтому театр очень тщательно подходил к выбору личности. Мы бесконечно благодарны Валентину Васильевичу Зверовщикову, который служил Братскому драматическому в качестве главного режиссера в течение четырех лет, хотя изначально договаривались на три. Он вложил в наш театр силы, душу, мастерство, опыт, талант. Теперь мы проводили его домой, в Петропавловск-Камчатский, поддерживаем связь, переживаем за здоровье и следим за его литературным творчеством. С Андреем Воробьевым начинается новый этап в жизни нашего театра. Искали молодого, креативного, легкого на подъем, одаренного, контактного и нашего – по-человечески. Познакомились в начале года на постановке «Камедыи» и поняли, что нашли друг друга. Андрей Силантьевич открывал новый, 38 сезон, уже как главный режиссер и постановщик спектакля «Посмотри на меня». А скоро будет еще премьера. И запланировано много – проекты, постановки, фестивали, гастроли… Надеюсь, с огромной работоспособностью Андрея Воробьева, при поддержке труппы и служб театра у нас все получится».

Беседовал А. Петров