БЫТЬ ПЕДАГОГОМ – СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

5 месяцев ago Администратор 0

Профессиональная династия – само по себе заслуживающее внимания явление: люди разных поколений неизменно встают на один и тот же путь. Педагогические династии – особая тема для обсуждений, гордость семьи и всей страны. Учитель – человек творческий, терпеливый, умный, выдержанный, обладающий огромной душевной щедростью, любовью к детям и безграничной преданностью своему делу. Сколько же терпения, такта, а порой и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию. В канун профессионального праздника – Дня учителя, наша газета рассказывает о династии педагогов из школы № 39 в Гидростроителе, где мама и две её дочери работают вместе в одном образовательном учреждении.

ОНИ – ИЗ УЧИТЕЛЬСКОЙ ДИНАСТИИ

«Слово «учительство» у меня ещё с детства вызывало желание связать свою жизнь с этой профессией», – говорит директор школы № 39, кандидат педагогических наук Светлана Митрофанова. Свою педагогическую деятельность она начала 40 лет назад, окончив Иркутский педагогический институт. Сначала работа пионервожатой в школе № 7, потом была учителем начальных классов, заместителем директора. Много лет Светлана Николаевна отдала административной, организаторской работе в Центре образования молодёжи, а потом в городском департаменте образования, трудилась доцентом на базовой кафедре Братского университета. Но, как признаётся наша героиня, её всегда тянуло в школу, к детям.

– Актёру не хватает сцены, а мне не хватало детей. Я вернулась в школу и нисколько об этом не пожалела. Уже 11 лет я – директор школы № 39. Можно много говорить, каким должен быть учитель, но мне кажется, главное – если ты не будешь любить ребёнка, в этой профессии ты надолго не останешься. Это очень сложно – приходить на работу, если она тебе не нравится. В школе у педагога много социальных ролей: ты и наставник, и модератор, и навигатор. Мы постоянно наблюдаем, как дети взрослеют, их становление, их развитие, их успехи. Ну как этому не радоваться? В школе столько позитивной энергетики! Ты видишь живых детей, не только документы, которые ты делаешь, – говорит Светлана Митрофанова. 

Родоначальником учительской семьи был дедушка Светланы Николаевны Иосиф Евдокимович Нестеренко, который 45 лет работал учителем истории в маленькой деревенской школе в Смоленской области. Сейчас общий трудовой стаж этой учительской династии насчитывает уже 140 лет.

– На мой выбор повлияло и генеалогическое древо нашей династии. Очень много родственников у нас работали в образовании в разных городах страны. Поэтому слово «учитель» у меня какой-то трепет вызывало ещё в детстве. Муж работал в коррекционной школе № 33 учителем технологии. Затем и мои девочки, Валерия и Эльвира, пошли в образование, – с улыбкой отмечает директор школы № 39 Светлана Митрофанова.

СЕРДЦЕ ОТДАВАЯ ДЕТЯМ

Две дочери Светланы Митрофановой продолжают дело своих родителей. Старшая дочь Валерия Харгаева – учитель информатики и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Младшая – Эльвира Семёнова – учитель-дефектолог и тоже замдиректора по УВР.

– У меня вопрос, кем стать, наверное, с детства не стоял. Я хотела быть педагогом, дома импровизированная школа, в которой у меня куклы, родители, друзья были учениками. Перед глазами всегда был пример – пример моих родителей. Я училась в университете по специальности «инженер-программист» с правом преподавания и уже на последнем курсе решила себя попробовать в педагогической деятельности в лицее № 3, через несколько лет пришла работать уже в эту школу, – рассказывает о выборе профессии Валерия Андреевна.

А младшая, Эльвира Андреевна, учитель-дефектолог, добавляет:

– Училась в Братском университете я сначала совсем на другую специальность – «Экономика и управление». После университета поработала по специальности и поняла, что это не моё, и решила получить педагогическое образование. Когда начала работать учителем-дефектологом, поняла, что это такая профессия, которая даёт детям очень многое. Дети с нарушениями в интеллектуальном развитии нуждаются в специализированной помощи. И когда ты помогаешь детям, помогаешь их родителям, и пусть это даже какой-то небольшой шаг в их развитии, но они делают этот шаг. И родители, и дети очень благодарны, они очень счастливы, и ты радуешься вместе с ними, что ты можешь помочь этим ребятишкам.

Быть семьёй и работать в одной школе, конечно, большая ответственность друг перед другом и перед всем коллективом. Но, как признались дочери, мама всегда очень строгий и справедливый руководитель. Поэтому на работе она директор, они – её заместители, а дома и в совместных путешествиях – она любящая мама и уже дважды бабушка, а они заботливые дочери.

– Мы понимаем, что мы всегда на виду, что нельзя где-то лояльно подойти к какому-то вопросу. Поэтому требовательность на повышенном уровне. Панибратства на работе у нас нет, есть чёткая грань «дом-работа». А дома насущные бытовые вопросы всё равно переходят всегда в малый педсовет, – отмечает с улыбкой Светлана Митрофанова. – В профессиональный праздник я хочу прочитать несколько строк: «А дети – это всё для нас, в них, пробуждаясь ежечасно, забудешь горе и подчас не будешь видеть день ненастный. С улыбкой на тебя глядят и ждут добра, тепла и света, как важно видеть этот взгляд, как важно не забыть об этом». Я хочу, чтобы наши педагоги не забывали, что рядом дети, и были всегда счастливыми, успешными.