ВПЕРЁД, В НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД!

10 месяцев ago Администратор 0
Какие новшества ждут школы Братска и учеников с первого сентября? 
Совсем скоро первый сентябрьский звонок соберет юных братчан в стенах родных альма-матер. Остались считанные дни до начала нового учебного года. Вот-вот первоклашки впервые переступят школьный порог, а целеустремленные старшеклассники вновь с головой уйдут в науки. О том, что нового готовит грядущий учебный год и насколько система образования готова к нему, – об этом в преддверии Дня знаний в интервью «Вечернему Братску» рассказала председатель комитета по образованию Братска Оксана Ефимова. 

– Оксана Александровна, не успели оглянуться и педагоги, и мы, родители, как подходят к концу летние каникулы и не за горами снова первое сентября. Расскажите, как готовятся к новому учебному году наши школы?

– Во всех образовательных учреждениях, без исключения, в летний период были выполнены косметические ремонты. Отдельным школам, с учётом нуждаемости, было выделено дополнительное финансирование на работы капитального характера. Всего с начала 2023 года из городского бюджета была направлена сумма в 124,5 миллиона рублей. Всё лето мы занимались вопросами антитеррористической безопасности. На сегодня практически закончена установка забора на базе пятой школы, ремонт ограждения в детском саду 26.

Одна из самых больших статей расходов – это ремонт кровель в школах. Ремонт подвальных помещений, подготовка к отопительному сезону – это тоже большие средства. Около пяти миллионов на это ушло. На сегодняшний день я могу говорить, что все школы готовы к отопительному сезону. Также мы выделяли средства на замену деревянных окон на пластиковые. Я хочу сказать большое спасибо нашим депутатам, которые средства по своим «депутатским наказам» направили на замену окон в школах № 31 и 34. Всё лето у нас было очень горячее.

– Насколько знаю, что некоторым учреждениям повезло ещё и обзавестись за лето новыми кабинетами и спортзалами.

– В четырёх школах к новому учебному году оборудовано по одному профильному кабинету. В школе № 14 – биологии, в 18-й – химии, в школе № 37 – кабинет естественно-научного цикла и в 15-й школе оснащён кабинет ОБЖ. Там сейчас идут работы. Это сделано по партийному проекту «Единой России» «Качество образования». Школы участвовали в региональном конкурсе, они подавали заявки в министерство образования. И вот по результатам наши учреждения получили современное оснащение. Мы планируем с сентября заключать договоры о сетевом взаимодействии, чтобы ученики из соседних школ микрорайона могли заходить в современные оборудованные кабинеты.

Отрадно, что мы спорту стали уделять тоже больше внимания. В третьей школе замечательный спортзал делается, хороший зал и корт в сороковой школе будет, в 17-ой школе в Падуне благоустраивается стадион с футбольным полем и площадкой для волейбола и баскетбола. Первого сентября мы там отрываем двери. В 26-ой школе сделали площадку с тренажёрами с помощью Благотворительного фонда «Сибирский характер». Стараемся успеть сделать площадку спортивную в школе № 15 на Правом берегу. Поэтому направление спорта было одной из приоритетных задач этим летом.

– Система образования постоянно модернизируется, и этот год не станет исключением. Уже известно, что в школы возвращаются серебряные медали, снова меняются образовательные стандарты, больше внимания школы будут уделять профориентации и трудовому воспитанию. Давайте обо всём по порядку. 

– Наши педагоги изучили обновленные стандарты, единую федеральную образовательную программу, которая вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Были созданы три методические команды, которые занимались созданием примерных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (школа 39, лицей 3 и школа 20, к ним входили в команду учителя из других школ) для всех школ города. Поэтому данная работа не была напряжённой.

Появилась большая вариативность учебных планов. А самое главное – индивидуальные учебные планы, о чём мы уже долго говорим, когда каждый ребёнок может выбрать свой план и по нему идти, а школа для этого должна создавать условия. В федеральной образовательной программе больше внимания уделено планируемым результатам по каждому предмету, программе воспитания.

Вот о чём мы говорим уже долгое время: заходишь в школу и понимаешь, что образовательная среда должна меняться. И это происходит! Не просто шик, блеск, красота. Мы можем любые деньги вложить, а детям это будет неинтересно. И очень отрадно, что наши директора говорят: «Мы вот посоветуемся с детьми. Мы подумаем с детьми, как это сделать». Не просто краску купили, покрасили в разные цвета, и кажется, что детям будет хорошо. Я всегда обращаю внимание, а есть ли такие места, уголочки для учеников, где им можно посидеть, поговорить, телефон зарядить. И, конечно, хочется, чтобы каждый руководитель и учитель это понимал. Над этим работаем.

– Воспитанию личности и формированию нравственных ценностей у школьников в последнее время уделяется особое внимание. С этого года возвращается в школы трудовое воспитание. Как на практике будут прививать любовь к полезным делам? 

– Трудовое воспитание по большей части подразумевает волонтёрские проекты, участие учеников в добровольческом движении. Это участие в субботниках, например. Я думаю, что каждая школа для себя будет решать и вносить в свою образовательную программу то, что подразумевается под трудовым воспитанием. Я считаю, что мы слишком мягко к этому подошли, и я предполагаю, почему. Мы ведь столько лет отучали детей от труда, а сейчас пытаемся снова завести это в школы. Лично я за трудовое воспитание, потому что если человек что-то создаёт своим трудом, если он убирает за собой рабочее место, то он относиться ко всему будет бережно. Это очень важно!

Единую позицию по трудовому воспитанию комитет по образованию выработает в ближайшее время. Упор будет сделан на развитие волонтёрского движения. Ведь субботники у нас всегда в школах были, доску у нас всегда дети мыли, в классах и в школе дежурили. У нас есть школы, где дети с 7 по 11 класс проводят генеральные уборки, сами моют полы в кабинетах, и родители дают на это письменное согласие. И сейчас таким школам будет легче вводить снова трудовое воспитание.

– Одно из новшеств – это профориентация, где школьникам помогут определиться с выбором профессии и расскажут о востребованных специальностях в разных областях. С какими профессиями будут знакомить в школах Братска?

– В вопросе профориентационной работы мы сработали на опережение. С начала года и летом мы встречались с директорами школ и учреждений среднего профессионального образования, с руководителями крупных градообразующих предприятий. Мы создали муниципальный проект «Школа – СПО – работодатель» На сегодняшний день в этом проекте будет задействовано 18 школ. И это очень здорово.

Во-первых, у нас на базе третьего лицея, школ № 34, 26, 20, 37 открываются педагогические классы. Кроме педагогической направленности, тоже с радостью об этом говорю, изменилась траектория создания медицинских классов. Медицинский класс с этого года появится в школе № 41, там активно в этом направлении работают, программа у них готова. В Центральной части продолжает работу 14-я школа и присоединилась к ней школа № 32. В 41-ой и 32-ой школах мы делаем акцент на выпускниках-девятиклассниках и поступлении их в медколледж. А 39-ая и 14-ая школы – это больше среднее общее образование и поступление в медицинские вузы после 11 класса.

Школы № 18 и 30 пошли по направлению «электрика». Очень интересное направление в школе № 35 – лаборант химического анализа. Они заключили договор с Иркутским гидрометеорологическим техникумом. Школы № 17, 15 и вечерняя ОСОШ № 1 будут давать школьникам профобразование по направлению «повар-кондитер». Посмотрим, как с сентября эти школы зайдут в проект, и дальше будем развиваться.

– Начальная военная подготовка, о которой так много говорили на местном уровне, в какой форме будет охватывать школьников, кроме, конечно, уроков ОБЖ?

– У нас в Падуне готовится к открытию региональный центр «Авангард». Они намечают первого ноября открыться. Планируется наших школьников направлять туда на проживание, на недельные сборы военные, как это положено. Там будет организована вся работа по начальной военной подготовке. Цель – не только подготовить ребят к военной службе. Мы же должны воспитывать настоящих мужчин. Мальчишки должны знать, как собирать и разбирать автомат, как действовать в тире, как уметь стрелять. В этом году они планируют проведение сборов для мальчиков, а позже девушки смогут при желании тоже принимать участие в сборах. Мы на «Авангард» очень рассчитываем. А пока школы будут заключать сетевые договоры, и ребята смогут посещать тир и работать в кабинетах ОБЖ в соседней школе.

– Есть особая категория учеников – это дети с ограниченными возможностями здоровья. И с каждым годом, по статистике, родители этих ребят всё-таки делают выбор в пользу обучения в стенах школы, а не домашнее обучение. В связи с этим меняется как-то образовательная среда?

– Мы проводили очень серьёзный анализ потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья – тех ребятишек, которые уже прошли ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). На сегодняшний день у нас немного школ, где созданы условия для таких детей. Это школы № 30, 5 и 34. Что мы сделали? Мы проанализировали, какие диагнозы у детей, которые ПМПК прошли, проанализировали их место жительства. Мы хотим к 30 августа прийти к пониманию, в каких еще школах (предварительно мы их уже знаем) будут открыты классы для детей с ОВЗ.

Количество таких ребятишек увеличивается. Чаще всего родители выбирают инклюзию, то есть когда дети обучаются со всеми в классе. Но уже ни для кого не секрет, что для этих детей нужны особые условия, особый подход. В школах, которые выбрали это направление, где мы открыли эти классы, нужны дефектологи, логопеды, другие узкие специалисты. И вот такая работа нами тоже летом проводилась.

– Каким будет предстоящий учебный год?

— Предстоящий учебный год будет интересным. Впереди реализация проектов и по наставничеству, и по профориентации. Нам нужно работать и над качеством образования. Сейчас подводятся итоги сдачи ЕГЭ и ОГЭ – нам будет над чем работать. Очень хочется верить, что будет финансовое благополучие. Самое главное, о чём нам с коллегами нужно совместно подумать – это как взаимодействовать с родителями. Недовольство родителей идёт не от того, что они такие злые и плохие, и вреда хотят. Агрессия идёт от непонимания происходящего. С родителями нужно разговаривать, встречаться, общаться очень много и сотрудничать. Родители — это наши помощники. Вот это наши основные направления работы на этот учебный год. Продолжится плодотворная ежедневная работа!

Беседовала Наталия ЗАХАРОВА