ЖЕНА ЧЕМПИОНА
5 лет ago Администратор 0
8 июля в России празднуется День семьи, любви и верности. В этот день Русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака. В этот день чествуют семьи, которые считаются образцом семейного благополучия.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга», считал Лев Толстой. Многие с ним не соглашаются, но в одном классик прав безоговорочно – счастье с неба не падает, оно требует постоянной и неустанной работы. И очень многое здесь зависит от женщины.
Александр и Татьяна Зубковы — одна из самых известных семей Братска. Они уже делились секретом семейного счастья на страницах «Вечернего Братска», сегодня же мы поговорим о том, что незаметно со стороны, что всегда остается за рамками публичных выступлений, что не видят посторонние – о том, каково приходится жене знаменитого мужа, о ее роли в успехах супруга. В общем, о Татьяне Зубковой.
ВКЛАД В ПОБЕДУ
— Легко ли быть женой олимпийского чемпиона? – спрашиваю Татьяну Зубкову.
Она пожимает плечами:
— Не знаю. Я же не за чемпиона замуж выходила, а за обычного братского парня. Конечно, я видела, что он активно занимается спортом, разглядела в нем и целеустремленность, и ответственность, но 24 года назад никто и предположить не мог, что он станет знаменитым.
Это была первая любовь: они познакомились, когда Тане было 16, а Саше 18. Поженились через два года. Первая любовь оказалась единственной, на всю жизнь – в будущем году пара отметит серебряный юбилей.
Спорт объединил молодых людей — Татьяна ведь тоже была спортсменкой, занималась баскетболом. Поэтому она как никто другой понимала Александра, поддерживала, хотя приходилось нелегко. Она чаще была одна, потом с детьми, но не с мужем. Представляете, до 17-летия старшей дочери, Лизы Александр ни разу не был на ее дне рождения! Она родилась в январе — самое время тренировок и соревнований для зимних видов спорта…
— Дети с колыбели знали, что спортсмены – это те же солдаты, только защищают Родину на спортивных полях. И спортивные победы – это подвиг, потому что тоже требуют полной самоотдачи. А мы – надежный тыл, — делится Татьяна. — Потом дочки сами стали заниматься спортом и уже лучше понимали папу.
Праздновали папины победы и гордились им. Конечно, были и неудачи – как же в спорте без них! Хотя, честно говоря, неудачи Зубкова для большинства спортсменов были бы огромным достижением. В семье Александр всегда чувствовал поддержку, дома он обретал второе дыхание. И считает, что в его золотой олимпийской медали немалая доля усилий семьи.
Через серьезное испытание пришлось пройти, когда начались санкции против России и связанный с ними допинговый скандал. Внезапно и совершенно незаслуженно гордость российского спорта, олимпийский чемпион Александр Зубков превратился почти в изгоя. Чтобы лучше понять ситуацию, придется вернуться в 2014 год. Если кто не знает, награды победителям вручают только после допинг-контроля, который проводит международная организация. Представитель этой организации подтверждает чистоту пробы и поздравляет с победой. Только после этого вручают олимпийские медали.
Зубкову вручили заслуженное золото. Потом были события на Украине, Крым, санкции против России, побег Родченкова – человека с двойным гражданством, работавшего в России, но против нее… И вдруг — через два года! — начинают перепроверять пробы 39 российских спортсменов – якобы пробирки, хранившиеся все это время в Швейцарии, оказались поцарапанными, и это вызвало сомнения… 11 спортсменов, в том числе Зубков, в результате оказались дисквалифицированными – в их пробах было обнаружено огромное количество… поваренной соли. Кто-то намеренно испортил пробы, заметая следы. Еще три биатлонистки судятся непосредственно с Родченковым. И что самое обидное – российские чиновники от спорта умыли руки. Им оказалось выгоднее покаяться перед Западом, чтобы сохранить свои посты, покаяться и признать то, чего не было, чем защитить спортсменов. А стремление Зубкова восстановить свое честное имя через суд расценили как попытку вынести сор из избы… Даже соперники из других стран оказались порядочнее. «Конечно, мы бы хотели получить медали, но в честной спортивной борьбе, а не в подковерной крысиной возне», — говорили они Александру.
Татьяна согласилась с мужем, что нужно восстанавливать правду через суд. Московской суд снял все обвинения со спортсмена. Сейчас иск находится в спортивном арбитражном суде в Лозанне, Швейцария.
— Это дорогое удовольствие, — говорит Татьяна, — услуги швейцарского адвоката стоят недешево, могут также потребоваться и поездки истца в Швейцарию, но это тот случай, когда истина дороже. Лучше в чем-нибудь себе отказать, но честь надо отстоять!
ЖЕНА-ТРЕНЕР
Со спортсменами высокого уровня работает целый тренерский штаб — главный тренер, его помощники, аналитики, психологи… Очень часто в состав штаба входят члены семьи: личный тренер-папа работает с сыном, мама тренирует дочку. Руководители сборной заметили, что присутствие жены благотворно сказывается на психологическом состоянии Александра Зубкова. И она стала личным тренером супруга. Разумеется, ее участие в подготовке спортсмена было не просто пассивным присутствием на тренировках.
— Я же сама спортсменка, работала тренером, — объясняет Татьяна. – По поведению спортсмена перед стартом, по его жестам, даже по взгляду я могу сказать, будет он первым или потерпит неудачу. Настрой на победу, уверенность – это очень важно!
Как личный тренер Татьяна в 2010 году составила программу четырехлетней подготовки к Олимпийским играм. К тому моменту Александр уже был министром спорта Иркутской области, завершив спортивную карьеру. Программа предусматривала его скорейшее возвращение в спорт, практически реабилитацию. И в ноябре они уже выехали на сборы. Программа оказалась настолько эффективной, что уже в феврале 2011-го Александр Зубков стал чемпионом мира – это после всего трех месяцев тренировок!
Она обеспечивала психологическую устойчивость Александра. Ему перед стартом было необходимо поймать взгляд жены-тренера. Татьяна всегда стояла на одном и том же месте. Он встречался с ней глазами и словно сбрасывал с себя сомнения, переживания, тревоги. На сочинской Олимпиаде тренеров к трассе не пропускали. Александр со стартовой позиции оглядел собравшуюся толпу – публику, журналистов, тренеров, узнал Татьяну – а может, ему показалось, что узнал, но и этого хватило – рванул к победе!
А еще Татьяна организовала работу с болельщиками: это очень ответственное дело — превратить толпу азартных и разгоряченных людей в команду поддержки.
— Легко ли быть тренером своего мужа? – спрашиваю Татьяну. – Слушается? Ведь говорят, что нет пророка в своем отечестве…
— Ох! – в этом выдохе буря эмоций. – Мы столько спорили по разным нюансам! Он никогда не мог со мной согласиться. Считает, что сам все знает. Даже когда я, в конце концов, оказывалась права, он не соглашался. Я даже трясла его: «Ну, признайся, что я права!»
Нет, Александр – Лев по гороскопу, такой не признается — все решает сам.
Приказом Минспорта тренерам олимпиоников, занявших 1, 2 и 3 места, присваивается звание «Заслуженный тренер России». Александр Зубков — серебряный призёр Олимпийских игр 2006 года, бронзовый — Олимпийских игр 2010 года, и чемпион Олимпийских игр 2014 года. Все тренеры, работавшие с ним и его экипажами стали заслуженными, в том числе и Татьяна. И сразу нашлись злопыхатели, которые стали нашептывать, что, мол, никакая она не тренер… Причем, заслуг личных тренеров-мужей и тренеров-отцов никто не отрицал. Татьяна к этому относится философски – женщине всегда сложнее.
РЕШАЮЩИЙ АРГУМЕНТ
Не могу обойти молчанием очень важный вопрос:
— Татьяна, сейчас в городе появились пикеты, на которых собирают подписи за выдвижение Александра Зубкова кандидатом на пост мэра Братска. Вы его поддержите, если он выдвинется?
В ее улыбке много грусти:
— Я поддерживаю мужа во всех начинаниях, но как же я этого не хочу! Я же знаю, как он весь отдается делу, за которое берется, мы же опять его не будем видеть!
Татьяна не раз пыталась его отговорить. Однажды вместо ответа он сказал: «Собирайся, пойдем погуляем». Они шли по улицам, на которых прошла их молодость. «Обрати внимание, сколько пивных магазинов, — говорил Александр. – А разве так было во дворах, когда мы были детьми? Смотри, кто-нибудь гоняет мяч? Да и самих площадок нет…»
Она смотрела на привычные улицы его глазами. И видела разбитые дороги, нестриженые газоны… На улице Подбельского пейзаж портили груды бетонных блоков и мусора, оставшиеся после сноса двухэтажных деревянных домов.
— Да, в таких условиях жить нерадостно. Вот и нашего любимого детского доктора, которая лечила девчонок, уже нет в Братске, — посетовала Татьяна.
— Вот-вот, — подтвердил муж, — уезжают люди из города…
Так дошли до торгового центра «Байкал». У входа дрались пацанята лет восьми-десяти. Дрались ожесточенно, не по-мальчишески – на убой. Александр бросился их разнимать. Татьяна пыталась привлечь внимание прохожих… Наконец, мальчишек растащили, кое-как успокоили, разведя по разным углам. Татьяна как мать стала их увещевать, разбирать конфликт. Выяснилась жуткая правда – восьмилетние дети дрались из-за того, что один другому не дал «нюхнуть»…
— Ты понимаешь, что это надо менять? Такого не должно быть! Это же наши дети, наше будущее! – возмущался Александр.
Она поняла. Она больше его не отговаривает. Она поддержит любое его решение…
Многое об отношениях в семье говорит то, как записан номер супруга в мобильнике. Я попросила сотовый у Александра Зубкова после того, как он позвонил Татьяне, и будто бы случайно нажала предыдущий вызов. «Любимая», — высветилось на экране смартфона…
Ирина Подлесова