«КАЖДОЕ ДЕРЕВО ХРУСТИТ ПО-СВОЕМУ»
2 года ago Администратор 0
Братчанка Анастасия Васечкина передаёт детям любовь к русскому ремеслу
Тёплый, словно окутывающий тебя атмосферой старинной русской избы, запах дерева чувствуется, как только делаешь первый шаг в мастерскую. За большим столом усердно с инструментами в руках корпят мальчишки. Это ученики мастера по художественной обработке дерева Анастасии Васечкиной. На стенах работы, сделанные руками юных мастеров. Уже 13 лет Анастасия Александровна учит детей любить и ценить исконно русское ремесло. И пять лет работает в должности директора уникального учреждения культуры – «Детской школы искусств и художественных ремёсел» в Братске.
Любовь к родному краю и сибирской природе – её любимая тема в творчестве уже много лет. Это не случайно. Ведь родилась и выросла Анастасия рядом с тайгой, в небольшом посёлке Тангуй Братского района. Призвание к будущей профессии она почувствовала ещё с детства – с увлечением лепила, рисовала и вырезала в поселковой школе искусств.
– Там я была единственной девочкой среди мальчишек. Но мальчишки всегда лепили что—то простое, а мне давали задание слепить человека, идущего против ветра. Я сейчас поняла, когда сама стала преподавать, почему педагог так делал. Тогда я этого не понимала. Резьба по дереву ведь всегда считалась мужским хобби. В голове заложено, что это мужской вид деятельности. Все привыкли к тому, что резьба – это большие скульптуры, большие объёмы. Но есть же и мелкие работы, с которыми лучше справляются девочки. У них более нежная резьба, у мальчиков более грубая, – говорит мастер.
После девятого класса братчанка продолжила обучение в Иркутском профессиональном колледже. Но и на этом её профессиональное становление не прекратилось. Она поступила в Братский университет на специальность «Лесное дело», и теперь она – художник—мастер декоративно—прикладного искусства и народных ремёсел. Мастер хоть и молодой, но от Бога.
– Скульптура – это моё. Вот режешь, а там сучок какой—то вылез, откуда ни возьмись. Его надо сразу обыграть, чтобы он не испортил композицию. Я вырезала как—то мышь, и там появился сучок. Пришлось мыши лапу завернуть, и стала она у меня с часами на руках. Этот сучок стал циферблатом на лапке. Мне больше нравятся кедр и липа, но сейчас это слишком дорогой материал, поэтому в Сибири используется сосна. Все мастера говорят, что из неё резать невозможно. Я говорю: «Если ребёнок научился резать на сосне, он будет резать на всём!» – уверена Анастасия Васечкина.
«Вот у вас снаружи такое невзрачное здание, как шкатулочка. А откроешь её, и оттуда «сыпятся» таланты». Так по—доброму отозвались о Детской школе искусств и художественных ремёсел коллеги из Санкт—Петербурга, вспоминает Анастасия Александровна. Уже 25 лет в Братске работает уникальное учреждение, где учат исконно русским ремёслам – плести кружева, лепить из глины, расписывать деревянные заготовки и обучают детей художественной обработке самого благодатного материала для творчества – дерева. На занятия в школу ремёсел ездят из разных районов города.
– К нам ходят и задерживаются дети, которые готовы трудиться, работать. Резьба – это монотонное занятие. Почти год уходит на постановку руки ребёнка. Это как прописи в первом классе: пока ты не отрисуешь элементы, авторского почерка не будет. Резьба успокаивает, развивает математические и геометрические навыки. Ребёнок, который создал что—то своими руками, он не испортит то, что сделали другие. Он подумает, сколько труда в это вложено. А ещё очень важно, чтобы ребёнок видел пример преподавателя перед глазами. Что преподаватель тому, чему учит, умеет это сам и делает вместе с ним, – отмечает педагог.
Разглядывая работы, сделанные руками Анастасии, не перестаешь удивляться, как простой кусок дерева оживает в невероятные образы. Деревянные шедевры изумляют: тут шерсть медведя вырезана волосок к волоску, тут мелкий элегантный узор на шкатулке. Сейчас Анастасии Васечкиной 36 лет. В этом году братчанка стала победителем регионального конкурса «Мастер года». Он состоялся в рамках областного фестиваля «Сибирь мастеровая». Работу по заданной теме «Мой народ» нужно было выполнить за пять часов. В руках мастера небольшой кусок сибирского кедра раскрыл красоту Сибири и самобытность её народов.