КОРОНАВИРУС НАЧИНАЕТ И ПОКА ВЫИГРЫВАЕТ
5 лет ago Администратор 0
Почему в Братске и Иркутской области, где начался выход из режима ограничений,
новых послаблений в ближайшее время ждать не стоит?
Коронавирус, как это ни печально, продолжает оставаться главной темой всех выпусков новостей. Эпидемия парализовала многие сферы жизни, однако позитивные тенденции всё же есть. Но, к сожалению, начавшийся было выход из режима ограничений может серьёзно забуксовать на неопределённый срок. Давайте разбираться, почему.
ПОЧТИ ДВА МЕСЯЦА ДОМА
Две главные коронавирусные темы этой недели: постепенное снятие ограничений и резкий всплеск числа подтверждённых заражений COVID-19. Оба эти явления между собой никак не связаны. И одно из другого не вытекает. Хотя бы потому, что произошли с разницей в несколько дней. А COVID у заражённых проявляется примерно дней через 5-10. А может и вовсе не проявиться.
12 мая в России завершился режим нерабочих дней. Об этом в своём обращении под занавес майских праздников заявил президент Владимир Путин. С этого же дня в Иркутской области стартовал первый этап выхода из режима ограничений, которые были введены с началом эпидемии коронавируса в регионе. Об этом уже рассказал врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев.
В регионе открылись некоторые предприятия и организации вроде бань и магазинов непродовольственных товаров (площадью до 400 квадратных метров). Посещать их теперь можно, соблюдая меры предосторожности. Кроме этого, официально разрешили прогулки на свежем воздухе и занятия спортом на улице. Но и то, и другое в группах, в которых не больше двух человек. При этом в регионе сохранился режим самоизоляции, но покидать квартиру или дом не рекомендуется людям старше 65 лет и тем, у кого есть хронические заболевания. Именно эти категории людей находятся в основной группе риска и тяжелее переносят инфекцию.
ВСПЫШКИ «КОРОНЫ»
Буквально спустя несколько дней после начала выхода из ограничений как гром среди ясного неба прогремела тревожная новость. 14 мая в Иркутской области за сутки подтвердилось сразу 95 заражений коронавирусной инфекцией. До этого в среднем фиксировалось 20-25 случаев. Власти объяснили — два очага заражений обнаружены на нефтяных месторождениях в Усть-Куте среди вахтовиков. 17 и 19 мая «прогремело» ещё два «инфекционных взрыва» (в сутки было подтверждено 75 и 97 случаев заражения соответственно). Большей частью снова среди вахтовиков. Ещё одна вспышка заболеваемости произошла на золоторудных месторождениях в Бодайбо. Но на время написания этой статьи масштабы заражения там не такие серьёзные — коронавирус нашли у 17 вахтовиков.
Как бы ни пугали эти цифры, их вряд ли стоит всерьёз опасаться. Работники, которые прибыли на вахту, находились исключительно в своём закрытом коллективе (от этого и большое число заражённых), после подтверждения диагноза всех госпитализировали в предназначенные для этого медицинские учреждения. Многих, кстати, привезли в Братск — в инфекционный госпиталь. Он располагается на базе стационара Братской районной больницы. За несколько суток туда доставили полсотни вахтовиков из Усть-Кута.
ВИРУС ЗАТАИЛСЯ
Но гораздо больше вахтовиков властей региона тревожит так называемое местное распространение коронавирусной инфекции, когда источники заражения тех или иных граждан просто невозможно отыскать. Если с приезжими из других регионов на авиа- или железнодорожном транспорте всё понятно — они отправляются в обсерваторы или на самоизоляцию, за ними следят врачи и их контакты на территории Приангарья отслеживают, то с теми, кто подцепил инфекцию уже здесь или прибыл в регион на автомобиле, не всё так просто. По данным областного правительства, у 75% пациентов с подтверждёнными случаями заражения коронавирусной инфекцией болезнь протекает без симптомов.
Это значит, что человек вообще может не знать, что у него где-то засел коронавирус: нет ни температуры, ни кашля, ни насморка — ничего нет. С одной стороны — это хорошо, человек может переболеть без особых проблем, но с другой — даже если он и не чувствует ухудшения здоровья, он продолжает оставаться носителем вируса. Общаясь с людьми, он может невольно передать вирус своим друзьям, знакомым, коллегам по работе, а те принести его в семьи и так далее по цепочке. И без ограничительных мер здесь не обойтись.
ВСЕМ – МАСКИ!
Правительство уже объявило, что с 20 мая на фоне ослабления ограничений в регионе вводится масочный режим. С этого дня общественные места можно посещать, только надев маску или респиратор. То же самое касается общественного транспорта. В теории нарушение масочного режима может быть расценено как деяние, за которое предусмотрены административная ответственность и штраф. Но насколько часто правоохранители будут прибегать к наказанию рублём — вопрос из разряда философских.
Скорее всего, на первых порах будут ограничиваться предупреждениями и уже потом штрафовать. Для того, чтобы покупка индивидуальных средств защиты не была в тягость социально незащищённым слоям населения, правительство уже объявило, что выдаст 2 миллиона масок бесплатно: пожилым людям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, беременным женщинам, призывникам и так далее.
Наряду с этим звучат постоянные призывы от властей продолжать соблюдать социальную дистанцию, ограничить посещение магазинов и иных общественных мест, не собираться большими компаниями. К сожалению, вспышки подтверждённых заболеваний коронавирусом среди вахтовиков изрядно подпортили общую статистику заболеваемости в Иркутской области. Если до 12 мая регион обладал одним из самых низких в стране коэффициентов распространения болезни, что позволило начать смягчать ограничительные меры, то сейчас этот показатель существенно затормозил переход ко второму этапу. А всего их три. На третьем, например, открываются школы, детские сады, врачи начинают плановый приём пациентов, а не только тех, кто остро нуждается в помощи.
Как сказала во время пресс-конференции и.о. заместителя председателя правительства Приангарья Валентина Вобликова, сейчас о втором этапе послаблений не может идти и речи. Но важно помнить, что вахтовики так или иначе выздоровеют — мужики они крепкие, COVID-19 протекает у многих без симптомов. И статистические показатели вновь придут в норму. И можно готовиться ещё ослаблять ограничения. Если, конечно, граждане будут ответственно относиться и к ношению масок, и к простым мерам профилактики (вроде мытья рук), и к социальным ограничениям и самоизоляции.
Как бы банально это ни звучало: но скорейший возврат к нормальной жизни сейчас зависит от каждого из нас.
МНЕНИЯ:
Александр Яковлев, заместитель мэра по экономике:
«Каждая неделя простоя для экономики города — это примерно минус 300 миллионов выручки предприятий.
И минус пять миллионов поступлений в городской бюджет. На сегодняшний день общая сумма ущерба для бюджета города оценивается в 286 миллионов рублей.
В список наиболее пострадавших от распространения коронавируса вошли 2 744 предприятия в городе. Это 10 000 сотрудников. Работники имеют право на грантовую поддержку из федерального бюджета в размере минимального размера оплаты труда — это 12 130 рублей в месяц.
С 14 мая организации Братска постепенно открываются согласно поэтапному выходу из режима самоизоляции. На первом этапе открыто 366 организаций. Это бани, ювелирные мастерские, ателье, прачечные, химчистки, небольшие непродовольственные магазины. Начало следующих этапов зависит от коэффициента распространения коронавирусной инфекции».
Денис Кожеуров, председатель Союза промышленников и предпринимателей Братска, директор хлебозавода:
«Сейчас нельзя говорить, что кто-то не пострадал, кто-то пострадал. Все пострадали! Очень много вопросов от предпринимателей поступает о мерах поддержки от государства, от городской администрации.
Для меня как для предпринимателя интересен закон о снижении страховых взносов. Там нет отсылки к пострадавшим отраслям экономики. Если предприятия относятся к малому и среднему бизнесу, то они смогут рассчитывать на поддержку. Закон вступил в силу в апреле, то есть экономия по выплате заработной платы уже должна быть у работодателей. Естественно, все предприниматели ждут, когда снимут ограничения, когда экономика начнет работать более открыто. Еще раз отмечу, что бизнес страдает весь. И нельзя говорить, что кому-то сейчас хорошо, кому-то плохо. В любом случае кризис еще только набирает обороты, и наиболее станет заметен к сентябрю.
Особо плачевное состояние у предпринимателей, которые работают в школьных столовых. Они и так не отличались высокими зарплатами, а сейчас, когда школы закрыты, многих работников просто распустили, уволили. И братский общепит — он тоже испытывает трудности. Мы только стали отмечать, что стало увеличиваться за последние два года количество ресторанов, открываться стали новые кафе, появилась культура потребления вне дома (фаст-фуд), и сейчас они враз все закрылись».