МАКСИМ ГЛУШЕНКО: «БЕЗ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ МЫ ПОТЕРЯЕМ СВОЮ КУЛЬТУРУ»
2 года ago Администратор 0
В музей «Ангарская деревня» перевезли уникальную старинную усадьбу из Анчирикова
В годы затопления Усть-Илимского водохранилища от неминуемой гибели был спасён целый культурный пласт деревянного зодчества Ангары. Так, в двенадцати километрах от центра Братска появился архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Ангарская деревня», который с годами наполнился подлинными экспонатами. Вдоль моря, на пригорке выстроились в ряд улицей деревянные домики и хозяйственные постройки, перевезённые из затопленных деревень. От большой воды спасли десятки деревянных строений. В последние годы научные сотрудники музея, бывая в экспедициях, с болью смотрели, как время безвозвратно забирает оставшееся культурное наследие, созданное когда-то местными жителями в небольших поселениях Братского района. Благодаря неравнодушию учёных-этнографов, команды добровольцев-реставраторов и меценатов музей «Ангарская деревня» смог возобновить масштабную работу по спасению памятников культуры. Из тайги было вывезено охотничье зимовьё с лабазом, а в Ключи-Булаке спасён двухкамерный амбар 1865 года. Недавно в архитектурно-этнографический музей Братска перевезли старинную усадьбу из небольшого села Анчирикова, расположенного в 19 километрах от города. Сейчас сотрудники Ангарской деревни и волонтёры занимаются её восстановлением на новом месте.
ЭТО БЫЛО РОДОВОЕ ГНЕЗДО
Старинный дом в Анчирикова могло погубить время. В малонаселённых деревнях вдали от цивилизации нет ни финансов, ни энтузиастов, кто бы взял на себя работу по сохранению построек. Хозяева тоже давно перебрались в город, но надежда сохранить родовое поместье и спасти его от разрушения, много лет не покидала братчанина Михаила Григорьевича Чупина. Вековая усадьба, построенная своими руками с нуля его прадедом и дедом в 1920 году, вырастила четыре поколения и сохранилась до наших дней, по словам учёных, практически в первозданном виде.
– В этом доме у Григория и Марии Хромовских родилось пятеро детей, в том числе и моя мама Александра. И в 1956 году в этом доме она родила меня. Самые яркие впечатления в этом доме у меня сохранились, когда бабушка Мария Галактионовна стряпала хлеб в русской печи. Горячие шанежки или калачики с кружкой молока – это была просто неописуемая вкуснятина, – вспоминает хозяин дома Михаил Григорьевич Чупин.
Каждая старая постройка – это часть культурного наследия, считает историк и заведующий музеем «Ангарская деревня» Максим Глушенко. Семейная усадьба Чупиных – настоящий кладезь для этнографов. Архитектурный объект будет демонстрировать, какой была крестьянская жизнь и быт Приангарья времён НЭПа. Здесь и филенчатые перегородки между комнатами, светлая горница, вход в подполье за печью, именуемый голбцом, внутренняя встроенная мебель на две комнаты сразу.
Убранство дома тоже будет воссоздано до мельчайших деталей. В ходе реставрации силами сотрудников музея и волонтёров в доме восстановят старинную глинобитную печь. На своё место вернётся красный угол Чупиных с ажурными вязаными салфетками, с иконами и образами святых, почитаемыми в каждой крестьянской семье, и лицо русского деревенского дома – точённые резные наличники.
– Мы когда разбирали дом, в подполье нашли кружку 1949 года. На ней была написана фамилия «Чупин» и поздравление какое-то, что-то вроде «выпьем за Родину нашу». Кто-то в армии, видимо, служил и отправил им кружку под Новый год. А под полом при разборе дома нашли документы 1910-х годов, удивительно, как они там не сгнили. Это расписки кто, кому, сколько зерна сдал, отдал. То есть этот дом – кладезь информации, – говорит кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Братского городского объединённого музея истории освоения Ангары Максим Глушенко.
СОХРАНЯЯ ИСТОРИЮ
Заместитель директора городского музея Братска Максим Глушенко – один из тех, кто всеми силами пытается сохранить историю и культуру здешних мест. Историк и этнограф подтверждает уникальность перевезённого старинного дома из Анчирикова. Большая проблема в том, что время губит последние, разбросанные по деревням, островки старины. Через 15 лет, по оценке учёных, спасать будет уже нечего.
– Наша основная задача – сохранить как можно больше объектов, памятников деревянного зодчества. Единственный способ сохранения – это перевезти их сюда, в Ангарскую деревню. Здесь они под охраной, здесь за ними будут следить, и ничего с ними не произойдёт. Конечно, хорошо и правильнее реставрировать памятники на том месте, на котором они были построены. Но кто там за ними будет смотреть, кто там будет музеи создавать? Ещё лет пятнадцать, и всё, останутся в деревнях какие-то единичные редкие старинные постройки. И то это будут дома, у которых уже все окна растёсанные, пластиковые вставлены, сайдингом обшиты, то есть ничего не сохранится уже подлинного, – делится наблюдениями историк.
За словом «перевезти дом» скрывается огромный труд и большая работа. Несколько раз волонтёры выезжали в Анчирикова, чтобы изучить строение усадьбы, рассмотреть детали, составить план разбора. Каждое бревно и каждый элемент были предварительно промаркированы, сделаны чертежи и зарисовки. Девятиметровые венцы аккуратно разбирали при помощи тяжёлой лесовозной техники, бесплатно предоставленной местным предпринимателем. Деревянная усадьба простояла в небольшом посёлке Братского района сто лет. За эти годы под землю ушло пять венцов. Сейчас на замену им готовят лиственничные брёвна из новодела. Остальное останется родным, подлинным.
КАЖДОМУ БУДЕТ РАБОТА
Музею, конечно, нужны помощники. Добровольцы – это главная движущая сила и рабочие руки в подобных проектах по всей России. Именно волонтёры помогают сохранять культурное наследие деревянного зодчества родного края. Президентский фонд культурных инициатив поддержал братчан денежным грантом в сумме 500 тысяч рублей. На эти средства музей приобрёл недостающие инструменты и технику. Всех, кто готов поддержать доброе дело, будут рады видеть в Ангарской деревне. Работа по силам и возможностям найдётся всем: обтёсывать брёвна, заготавливать мох, счищать старую краску с оконных рам. Мужские руки нужны больше всего – впереди сборка дома и изготовление глинобитной печи.
Воссозданный дом семьи Чупиных займёт своё почётное место на главной улице Ангарской деревни ближе к осени. Уже подготовлены нижние венцы, залит фундамент. В планах сделать усадьбу интерактивной: установить гончарный круг, ткацкий станок, чтобы можно было знакомить гостей деревни с народными ремёслами сибирских деревень. Если добровольцев будет больше, то работа пойдёт быстрее. Но, безусловно, начало такого проекта по сохранению памятников – это уже надежда на будущее. И вера, что для потомков ещё не на один десяток лет сохранят то, что могло быть бесследно потеряно.
Наталия ЗАХАРОВА
Фото: Кирилл Бакуркин