ПОПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ – ОСНОВА ЖИЗНИ МУЗЕЯ
7 месяцев ago Администратор 0
Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» готовится отметить 45-летний юбилей со дня основания и 100 лет со дня рождения своего создателя, чьё имя он носит, – Октября Леонова.
Специалисты «Братского городского объединённого музея освоения Ангары», в который включена и «Ангарская деревня имени Октября Леонова», к юбилею готовят для братчан и жителей Братского района ряд ярких и необычных мероприятий. А пока сотрудники решают творческие задачи, руководитель музейного объединения Елена Маржинян уже занята планами будущего развития.
– За свои 45 лет «Ангарская деревня имени Октября Леонова» прошла непростой путь. Вспомнить пресловутые 90-е годы, когда на долгое время наука и культура не получали должного финансирования. Но музей сохранился, а сейчас, безусловно, развивается. У нас очень большие планы. Например, воссоздаётся Братский острог. Конечно, это новодел, но мы делаем всё необходимое, чтобы он чётко передавал атмосферу XVII века. Многое уже сделано, но впереди – не меньше. Только в этом году мы планируем построить там пороховой погреб – одно из сложнейших технических сооружений и баню. Проект реализуется благодаря поддержке Группы «Илим» и администрации Братска. Кроме того, за последние годы в «Ангарской деревне» появились охотничий и экологический сектора, которые мы тоже будем развивать, – поделилась Елена Геннадьевна.
Пополнение коллекции экспонатов – основа жизни каждого музея. Они разные – бытовая утварь, рабочие инструменты, фотографии и многое другое. Но главное – новые памятники зодчества, передающие архитектурные особенности той или иной эпохи, в которых впоследствии и размещаются элементы быта тех лет. Например, с 2020 года в «Ангарской деревне» появилось три таких экспоната, два из них легли в основу новой 5-ой усадьбы. Правда, если учитывать Чайную избу, – уже 6-ой. О том, как решаются такие задачи, рассказал руководитель «Ангарской деревни имени Октября Леонова», кандидат исторических наук Максим Глушенко.
– Это очень непростая работа. Тут надо обратиться к истории музея: когда он создавался, здесь работали реставраторы, были строительно-ремонтные участки, потом специальные реставрационные мастерские. Но в 90-е всё это сократили, и о новых экспонатах речи уже не шло, музей мог только частично поддерживать существующие объекты. И когда я пришёл сюда работать, казалось, ничего уже не изменится. Я с 2013 года ездил в экспедиции, побывал во всех поселениях Братского района, находил очень много интересных экспонатов, но возможности их перевезти не было. Брали замеры, образцы для определения возраста, фотографировали – в общем, вели только научную работу. Благо, появились знания о том, откуда и что можно перевезти. И эти знания пригодились, когда ситуация с материально-техническим обеспечением музея начала изменяться в лучшую сторону. Первым нашим прорывом стала передача нам охотничьего зимовья в 2020 году. Сами его перевезти мы были ещё не в силах, попросили помощи у добровольцев. Откликнулось неожиданно много людей, ДОСААФ помог с транспортом. Зимовьё разобрали, привезли, – вспоминает Максим Глушенко.
Но привезти – только половина дела, предстояло восстановить постройку, которая была в очень плохом состоянии. Да и как это сделать? Ведь нужны специальные знания, причём давно утерянные.
–Надо было с нуля изучить технику реставрации. В то время мне очень помогли специалисты музея в Кижах, я с ними долго консультировался по всем вопросам. Опять пригласили добровольцев, предложили вместе осваивать технологии давнего прошлого. Опять откликнулось очень много желающих. У нас всё получилось, зимовьё мы отреставрировали, – говорит Максим Глушенко.
Необходимо отметить, что в любом музее под открытым небом нужно показать всё разнообразие деревянного зодчества. А сибирская земля в этом отношении была очень богата. Но «Ангарская деревня» попросту не располагает такими площадями и средствами на содержание такого количества строений. Поэтому, по словам Максима Глушенко, главный акцент был сделан на сохранении их абсолютной исторической идентичности. Вплоть до того, на каком расстоянии находились дома от Ангары два века назад, их расположение, расстояние между внутриусадебными постройками. А тут выяснилось, что перевезённое зимовьё – 1900 года постройки. Кровля давно сгнила, но было совершенно понятно, что сделана она была из «дранья» – колотых досок – пиленых досок в то время в тайге оказаться просто не могло. А принципиальную позицию об исторической идентичности сохранить было надо.
– Чтобы освоить эту технологию, нужно сломать много заготовок. Лично я портить материал начал ещё в 2014 году. И вот к моменту реставрации зимовья я всё же научился. Теперь у нас, скорее всего, единственный музей, где есть подлинное русское зимовьё, – говорит он.
После этого реставраторы-самоучки почувствовали в себе силы. И следующим объектом к вывозу в «Ангарскую деревню» стал амбар 1865 года постройки, который они нашли в селе Ключи-Булак Братского района. Он отличается не только возрастом – а на данный момент это самый старый музифицированный амбар в Приангарье, но и обликом. После восстановления он стал первым экспонатом новой 5-ой усадьбы.
Но апофеозом стала перевозка и реставрация жилого дома из деревни Анчирикова Братского района, датированного 1925 годом постройки. Для реализации этого проекта понадобилось участие в Президентском фонде культурных инициатив. Грант в 500 тысяч рублей был выигран, но этих средств всё равно не хватало. Подключились меценаты и добровольцы, транспорт предоставил депутат Законодательного собрания Иркутской области Олег Попов. Строение перевезли и отреставрировали, дом лёг в основу 5-ой усадьбы. Как считает Максим Глушенко, дом находился в хорошем состоянии, поэтому восстановили его на новом месте достаточно быстро. Самым сложным было заново построить глинобитную печь, находившуюся в доме. Но и с этим справились.
– Печь сохранилась, но её перевезти в принципе невозможно. Мы её разобрали и заново собрали. Сейчас она проходит испытания, но всё же теперь у нас есть отапливаемое помещение, где мы можем проводить различные культурно-просветительские мероприятия, мастер-классы по ознакомлению с утерянными технологиями. Тут уже установлен ткацкий станок, скоро освоим ткачество сеток из конского волоса – раньше из них делали сита и накомарники. И вообще мы проводим и будем проводить много тематических мероприятий именно в этом доме, – поделился Максим Глушенко.
Для полного завершения архитектурного ансамбля 5-ой усадьбы там предстоит воссоздать ещё ряд хозяйственных построек: ещё один амбар, стайку для скота. Кстати, стайка уже перевезена в музей также из деревни Анчирикова, её предстоит реставрировать.
А в дальнейшей перспективе создание усадьбы № 7, экспонаты, которые будут там представлены, уже определены.