ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ШКОЛЕ – В ЕЁ РУКАХ

2 года ago Администратор 0

Сегодня невозможно представить современную школу без психологической службы поддержки. Она помогает решать множество проблем, связанных с адаптацией в коллективе, нарушениями эмоционально-волевой сферы учащихся и девиантным поведением детей из «группы риска». Психологическая поддержка детей, родителей и учителей – всё это в руках педагогов-психологов. Свой профессиональный праздник, День учителя, братчанка Лидия Семеняка в этом году будет встречать в Москве. Она полетит в столицу, чтобы принять участие в финале всероссийского конкурса «Педагог-психолог России-2022».

Где находится кабинет школьного психолога, ученики 18-ой школы знают хорошо. Подопечные Лидии Вячеславовны – это ученики 5-11 классов. В этом возрасте у детей обычно возникает огромное количество разных проблем. Каждая из них требует индивидуального подхода и специфических знаний педагога-психолога. Поэтому специалист должен быть вдвойне чутким, осторожным и внимательным. Школьники нередко попадают в кабинет психолога не по своей воле. Они заранее относятся ко взрослым с подозрением и недоверием, поэтому психологу крайне важно доказать, что он надёжен, ему можно доверять и информация останется конфиденциальной.

– Работа психолога строится по определённым направлениям. Это диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение, консультирование. Есть такие периоды у детей, в которых непосредственно участвует психолог. Это адаптация в 5 и 11 классе. В эти периоды мы проводим адаптационные занятия, пока идёт у ребят процесс адаптации, наблюдаем за детьми, проводим диагностику, смотрим, у кого как прошла эта адаптация, выделяем детей «группы риска», – рассказывает о своей работе Лидия Семеняка.

Более 20 лет Лидия Вячеславовна работает в школе №  18 педагогом-психологом. Путь в профессию, вспоминает наша героиня, был почти случайным. Отучившись пару курсов на техническом факультете, братчанка поняла, что это совсем не её специальность, и пошла учиться на психолога. Сейчас за плечами большой стаж работы в образовательной организации и высшая категория.

Психолог в школе, говорит Лидия Семеняка, должен создать комфортную среду для всех участников образовательного процесса. Помочь детям решать сложные вопросы, начиная с учёбы и заканчивая личными переживаниями. Учителям-коллегам – наладить диалог с учениками, родителям – понять, что же происходит с их детьми, администрации – разрешить организационные моменты.

По роду своей деятельности психолог постоянно вовлечён в различные конфликты и проблемные ситуации. Лидия Вячеславовна грамотно анализирует их и находит компромисс. Она тактична, ответственна, умеет слушать и сопереживать. Для неё важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он с желанием посещал занятия, не чувствовал себя одиноким и несчастным в кругу сверстников. Важно, чтобы и родители, и учителя видели реальные проблемы учащихся и вовремя обращались за квалифицированной помощью.

– Дети приходят с проблемами общения, если не могут своё место в классе занять. Приходят, если с родителями у них есть какие-то проблемы. Родители приходят по вопросам воспитания, обучения детей. В основном, когда у ребёнка есть какие-то  эмоционально-волевые нарушения: он безответственный, не самостоятельный, медлительный. Педагоги – это самая сложная категория в моей работе, потому что они очень закрытые, у них много психологических защит, – делится специалист.

В консультациях и беседах психолог не отказывает никому. Двери её кабинета всегда открыты, а все откровения и признания остаются конфиденциальными. Дети приходят сами, в основном это старшеклассники. В этом возрасте они уже понимают, что с проблемами в одиночку сложно справиться. Вопросы, с которыми обращаются девушки и юноши, в основном касаются детско-родительских отношений, неразделённой любви. Порой они хотят просто выговориться, чтобы не оставаться с проблемой наедине. Опытный психолог поделилась своими наблюдениями, как изменились дети за прошедшие 20 лет.

– Сейчас дети стали более информационные: они живут в этом информационном поле. Они адаптированы и более осведомлены об окружающем мире, чем дети двадцать лет назад. Сейчас дети плохо считают в уме, потому что много есть других средств рядом. С таблицей умножения у них есть проблемы. Они плохо ориентируются в пространстве, то есть даже в пространстве своего микрорайона. Мало гуляют, не ходят друг к другу в гости, родители водят их в школу, бывает, что и до пятого класса. В начальной школе есть такие дети, которых приводят: раздевают, одевают, – считает Лидия Семеняка.

Несмотря на меняющийся мир, дети остаются детьми. Лидия Семеняка подчёркивает, что детские и подростковые проблемы чаще всего идут из семьи, поэтому родителям очень важно иметь хорошие взаимоотношения с ребёнком. Больше разговаривать, чаще проводить время вместе, слушать и слышать сына или дочь. И, конечно, любить, безусловно.

Накопленным профессиональным опытом и педагогическими находками Лидия Вячеславовна поделится с коллегами со всей России в первых числах октября на финальных мероприятиях профессионального конкурса «Педагог-психолог России». Остаётся пожелать братскому педагогу удачи!