РЕЦЕПТ УСПЕХА «ВБ»: БЕСПЛАТНО. СВОЕВРЕМЕННО. В ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК.

2 года ago Администратор 0

20 лет существует «Вечерний Братск» – это целая эпоха. Более тысячи номеров вышло за эти годы. А какими были первые номера, как всё начиналось? Об этом мы поговорили с Александром Туйковым, который был первым генеральным директором предприятия, и Владимиром Мичуриным – первым главным редактором газеты.

Корр.: Сколько вам было лет на момент создания проекта «ВБ»?

В.М.: Ха! Я там самый «старый» был. 32 года. Все остальные хоть не намного, но помладше.

А.Т.: Мы с Володей ровесники, всего три месяца разница в возрасте.

 

Корр.: Много ли времени прошло от момента появления идеи такого проекта до реализации?

В.М.: Идея создания газеты зародилась у Александра Туйкова, наверное, ещё в конце 90-х годов прошлого века. Эту идею мы с ним время от времени неоднократно обсуждали, прикидывали формат издания, бюджет и прочее. Но это были, так сказать, долгосрочные планы, одни из как бы многих. Тем более что журналистский опыт был только у Александра. Я в то время вообще торговал мебелью. Ну, как торговал, 90-ые: я и продавец, и сборщик, и доставка тоже я. Заодно и директор, но это самое лёгкое.

Однако в начале 2000 годов для меня всё круто поменялось. Закрыл магазин, пошёл работать на ТРК «Братск»  журналистом в отдел новостей. Год спустя перешёл в возрождённую Братскую студию телевидения – «БСТ». За два с небольшим года наработался небольшой, пусть и специфический опыт. И тут звёзды сошлись. Денег было совсем немного. Но желание создать что-то своё огромно!

А.Т.: Да, журналистский опыт был – газета «Братчанка» (был такой проект когда-то), «Знамя», работа пресс-секретарем мэра, главредом «Братского металлурга». А вот по образованию я физик, так что, получается, тоже всё воля случая.

Насчёт идеи бесплатной газеты – в Екатеринбурге, где я учился, существовала бесплатная газета, которая распространялась по почтовым ящикам. Но она была чисто рекламная, и большинство людей к ней прохладно относились. И я подумал – что, если газета будет наполовину информационная (чтобы привлекать внимание), наполовину рекламная (чтобы зарабатывать средства), это может стать удачным проектом. Так и получилось.

 

Корр.:  При создании самого первого номера сколько было людей в команде?

В.М.: В команде? При первом номере было пять человек: я, Александр, Никита Литвинов, Татьяна Бадаева и наш главный бухгалтер Наталья Экономова.

А.Т.: Но очень быстро коллектив вырос. Много людей прошло за эти годы. И каждый внёс свой вклад в проект. Одним из первых присоединился Николай Богдан. Он сразу внёс рацпредложение. Первые номера, приходившие из Иркутска, мы разгружали сами – я, Володя, Никита. Очень непросто, учитывая огромный тираж. Поучаствовав в первой разгрузке, Коля сразу сказал: «Ребята, давайте отдадим это в руки профессионалов». И тут же нашёл недорогих грузчиков. Верстальщик Маргарита Ющенко, дизайнер Максим Пашинский, менеджер Анастасия Капустина, секретарь Лилия Шелест, водители Александр Парфененок и Борис Гнатюк тоже стояли у истоков газеты.

Корр.: А сколько журналистов работало над первыми номерами, долго шла вёрстка?

В.М.: Сдали номер, отдышались и принимались за следующий. Так что всё в режиме нон-стоп. Первые номера делали вдвоём с Александром, сами писали статьи, сами верстали.

А.Т.: Когда газета выросла в объёме, понадобились новые журналистские кадры. Но их не так-то просто было набрать. И мы дали объявление – приходите – научим. Неважно, есть ли образование и опыт, главное – желание и быстрые ноги. Две таких волны новобранцев помню. Пришли тогда к нам Нина Кастальская, Алексей Гимгин, Станислав Быков, Евгений Забарчук и многие другие. И у людей получалось стать неплохими репортёрами!

Корр.: Каким был определён формат газеты с самого начала? Чем первая «Вечёрка» отличается от привычной нам?

А.Т.: Самый первый номер был 1000 экземпляров и 4 страницы. Как сейчас говорят, пробник. Но он пробником и был. Со второго номера стало восемь полос. Довольно быстро стало 16. А максимальное, если мне не изменяет память, – 32. Но такой толстой газета была, естественно, не часто.

В.М.: Мы планировали всё печатать в Братске. Но в типографии была на тот момент только чёрно-белая печатная машина. Поэтому первые «Вечёрки» выходили в ч/б варианте. Это по форме. По сути – эксперимент. Никто толком не знал, что понравится братчанам. Решали мозговыми штурмами. То есть собирались и спорили.

Корр.: Были ли какие-то сложности при выпуске издания? 

А.Т.: Особых сложностей не было, всё преодолевали. Помню, вначале никак не могли решить проблему совместимости софта и возили в типографию системный блок для вывода полос на печать. Владимир в шутку называл этот системный блок большой флешкой.

Корр.: А тираж газеты сразу ли был определён в 90 000 экземпляров?

В.М.: Сразу, кроме упомянутого первого номера. Газету не только необходимо создать, но и распространить. Цифра 90 тысяч возникла потому, что в Братске приблизительно столько почтовых ящиков.

Корр.: Была ли уверенность на тот момент, что газета «зайдёт» братчанам и будет себя окупать с лихвой при таком огромном тираже?

А.Т.: Оглядываясь назад, могу сказать, что была не уверенность, а, даже какая-то самоуверенность. Иначе бы и не рискнули начать. И когда уже всё встало на ноги, было понимание, что нам просто повезло, всё чудесным образом сложилось. Так что иногда можно и нужно переоценивать свои силы.

Корр.: Как осуществлялось распространение в первые годы? Сразу же были найдены разносчики или  газета распространялась иным путем?

В.М.:  Это и сейчас непросто. Но тогда! Централизованного доступа в подъезды не было совсем. Каждый подъезд защищался, как мог, сам себе герой. У одних уже были электронные ключи, но в основном это был тот ещё колхоз. Самыми простыми у нас считались механические кодовые замки. Четыре кнопки жильцами затирались за месяц, их видно, нажимай и заходи. А вот как вам гаражные ключи с насечкой, каждый весит граммов сто? Да и остальные ненамного меньше. И вот представьте себе связку в 200 ключей с бирками надо выбрать и открыть. А до этого эти ключи необходимо как-то приобрести. Пробовали обратиться к сотрудникам почты. У почтальонов был доступ по службе. Они сначала согласились, но нагрузки не выдержали, отказались.

В итоге создали свою службу доставки, сложно, нервно, но справились. Было трудно найти руководителя на эту должность. На помощь пришла супруга Оксана. Она в принципе и смогла сформировать службу распространения.

Корр.: На какие информационные материалы вы получали больший отклик от братчан?

А.Т.: В первую очередь, на интересные, как бы это банально ни звучало. Газета – не телевидение, и в ней невозможно раньше всех сообщить горячую новость. И поэтому самой важной становится подача материала, чтобы он читался, что называется, взахлеб. О любом незначительном событии можно написать так, что он затронет сердце каждого. Ну и, конечно, всегда находили отклик проблемные материалы, причём не масштабные проблемы, а проблемы обычного человека – с ЖКХ, с пенсиями, бытовые, семейные неурядицы.

Корр.:  Были ли недоброжелатели, которые пытались навредить и посодействовать в невыходе газеты?

В.М.: Конкуренты сразу нас не оценили. Полагали, что сами закроемся очень скоро. Но, к счастью, они ошиблись. А вот недоброжелатели появились позднее, но опоздали – мы окрепли.

А.Т.: В те времена, кстати, почти никто не верил, что столь мощный проект, взорвавший информационную среду города, – дело наших рук. Все считали, что за нами стоят чуть ли не крупные российские олигархи. Мне кажется, многие до сих пор в это продолжают верить.

Корр.: Были ли времена, когда проект хотели закрыть по разного рода причинам?

А.Т.: Как уже говорил, были сложные времена на старте, когда едва хватало денег на оплату печати газеты, зарплат и тогда был риск, что проект придётся закрыть. Но по своей воле, конечно, завершить проект даже и мысли не было.

Корр.: Как быстро газета, по вашему мнению, стала любимицей у братчан?

В.М.: А чего бы ей не стать? На это мы и рассчитывали. Актуальная информация, программа передач ТВ и реклама. Всё что надо. Бесплатно. Своевременно. В почтовый ящик. Рецепт успеха.

А.Т.: Интересные злободневные смелые материалы – это то, чего ждали читатели, и это было ожидаемо. Но для меня стало открытием, что многие братчане полюбили газету за большое количество бесплатных частных объявлений, благодаря которым они могли купить или продать нужные для себя вещи.

Корр.: Как быстро газета расположила к себе бизнес города для подачи рекламы?

В.М.: Медленней, чем мы рассчитывали. А что вы хотите? Новый проект – доверия мало. Один рекламодатель разместил в «ВБ» объявление о приёме на работу. А потом жаловался, что ему просто «разорвали» телефон, он не умолкал две недели. Это ноу-хау мы стали использовать в общении с потенциальными рекламодателями: для проверки эффективности предлагали разместить подобное объявление и ощутить охват и народный отклик. Всех впечатляло.

Ещё Александр предлагал «математическое убеждение». Суть в том, что берём, например, рекламный блок в газете 10 на 10 см площадью 100 кв.см. Но с учетом тиража в 90 000 экземпляров эти сантиметры превращаются в 9 000 кв.м, а это гектар без сотки. Или около 1,5 футбольных поля или 12 дачных участков по 6 соток. Впечатляет. Площадь всей газеты даже страшно вычислять. Но это детали. Главную функцию привлечения бизнеса решала наш первый руководитель отдела рекламы Татьяна Бадаева. И мы ни разу не пожалели, что у нас такой руководитель отдела рекламы.

Корр.: Думали ли, что газета будет отмечать 20-летний юбилей или давали меньше срока службы газете?

А.Т.: Честно говоря, никогда над этим не задумывались. Поначалу горизонт планирования был следующий номер и всё. А когда всё пошло в гору, то как-то странно думать о том, ну вот ещё 5, 10, 20, 30 лет и – конец.

Корр.: Чем, на ваш взгляд, газета в течение стольких лет удерживает внимание братчан?

В.М.: Этот успешный стартап (тогда ещё так не говорили) возник в нужное время. Плюс за его реализацию взялись кровно заинтересованные люди. И сегодня, и все минувшие 20 лет такие же неравнодушные люди делают всё, чтобы каждую неделю братчане могли найти в своих почтовых ящиках свежий номер газеты.

А.Т.: Действительно, кадры решают всё. Достаточно вспомнить, что в разные годы редакторами газеты были такие мэтры братской журналистики, как Алексей Кондратьев и Максим Чуласов. А все последние годы нелёгкий груз управления проектом тащит на себе Светлана Перетолчина, и её заслугу в сохранении и развитии «Вечёрки» невозможно переоценить.

Корр.: Ваши пожелания и напутствия?

В.М.: Желаю долгой и успешной работы!

А.Т.: Желаю «Вечёрке» встретить 50-летний юбилей.