СХЕМА 1/12 ИЛИ 1/9: КАК ЖИТЕЛЯМ УДОБНЕЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОТОПЛЕНИЕ?

1 месяц ago Администратор 0

Братск – один из немногих городов в Иркутской области, где жители многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учёта тепла, до сих пор платят за отопление равными долями в течение всего года, а по его итогам доплачивают корректировку. Но сейчас братчанам предлагают выбор – можно рассмотреть вопрос перехода на схему оплаты за потреблённую тепловую энергию только в отопительный период. Какие будут преимущества у собственников квартир?

Как сейчас?
В нашем городе жители многоквартирных домов оплачивают услугу отопления по схеме 1/12, т.е. равными долями в течение календарного года на основании средних объёмов потреблённого в предыдущем году тепла. Эти показатели делятся на равные части и такими долями выставляются в квитанции, а в начале нового года, чаще всего в марте, энергетики делают корректировку: расчётные значения 1/12 сопоставляются с фактически потреблённым количеством тепла. И, как правило получается, что жители должны доплатить.

– В настоящее время делается срез, сколько жители конкретного дома платили в среднем за предыдущий год. Потом оценивается, сколько дом потребил фактически. И пропорционально, в зависимости от площади квартиры делается перерасчёт. Он может быть как в пользу жителей, что происходит крайне редко, так и в пользу ресурсоснабжающей организации. Перерасчёт отображается в квитанции, люди получают их в первом квартале нового года, – поясняет начальник братского отделения «Иркутскэнергосбыта» Сергей Крылов.

Что означает «оплата по факту»?
Это значит, что при наличии общедомового прибора учёта тепловой энергии (ОДПУ) начисление происходит сразу на основе показаний общедомовых теплосчётчиков по итогам каждого месяца. Летом тепло в дом не заходит – начислений нет.

– Житель, получая квитанцию, точно видит по объёму потребления, сколько тепла было израсходовано. Таким образом он платит за фактически потреблённый ресурс, а не какую-то среднюю цифру. Как показывает многолетняя практика, хоть корректировка и ежегодная, жители также ежегодно задаются одним и тем же вопросом: а что это за неожиданное начисление? С чем это связано? В случае оплаты по факту никаких корректировок не требуется, – говорит Сергей Крылов.

Кроме того, когда сумма распределяется равными частями на 12 месяцев, мало кто задумывался о том, а исправен ли общедомовой прибор учёта тепловой энергии в доме, а выполняет ли УК энергосберегающие мероприятия, проводит ли регулировку оборудования.
Важно отметить, что ключевым фактором, влияющим на потребление тепла при наличии ОДПУ, является температура наружного воздуха – чем холоднее на улице, тем больше дом потратил тепловой энергии на поддержание комфортной температуры в помещениях. Таким образом, разница ежемесячных начислений будет сильно варьироваться – от минимальных сумм осенью и весной, до значительных – зимой.

Это как с одеждой: зимой мы не можем ходить в футболках, нам нужно что-то потеплее. И если в -15 °С можно походить в ботинках, то в -30 °С захочется уже надеть валенки. Так и дом. В квартире должна быть температура +20-22 °С. Для того, чтобы она поддерживалась, в -15 °С нужно одно количество тепла, а в -30 °С – другое. При этом нужно смотреть среднесуточную температуру: ночью всегда холоднее, чем днём.

– Конечно, при оплате по факту в холодное время года сумма платежа несколько увеличится, зато в летние месяцы собственники платить за тепло не будут. Кроме того, в этом случае повышается прозрачность начисления платы: что показал прибор учёта – за то и рассчитались, и никаких корректировок по начислению платы, – пояснил Сергей Крылов.

А как у соседей?
На сегодняшний день в Иркутской области на схему оплаты за отопление только в отопительный зимний период перешли Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Зима, Черемхово, Саянск. В сентябре 2024-го к ним присоединился Усть-Илимск и пос. Белореченский Усольского района. С 1 сентября 2025 добавится Железногорск-Илимский. И если первое время у жителей соседних городов возникали вопросы, то сейчас их уже нет.

– В первое время было непривычно оплачивать по новой схеме – порядок цифр изменился и было трудно распланировать месячный семейный бюджет. Потом привыкли. Я в финансовых вопросах человек скрупулёзный, и оплата по факту мне более удобна, я чётко понимаю, за что плачу. Да, зимой плата за отопление стала выше, зато летом платить не надо, – рассказала иркутянка Любовь Захарова.

Пенсионерка из Ангарска Татьяна Тримаскина тоже считает, что переход на новую схему оплаты всем пошёл на пользу.

– Мы, пенсионеры, в финансовых вопросах плохо разбираемся. И когда раньше приходил перерасчёт, всегда возникало подозрение, а не обманывают ли нас? Теперь этого нет, мы чётко видим, сколько и за что платим. Старшие по подъездам стали более внимательно контролировать показания общедомового счётчика, если возникают вопросы, сразу обращаются к тем, кто там за их работу отвечает. Так что да, всё стало проще и понятней, – говорит она.

Конечно, Ангарск и Иркутск не относятся к северным территориям, жёстких морозов там практически не бывает. А вот у некоторых братчан возникает вопрос о размере платы в «пиковые» температуры, не будет ли нагрузка на семейный бюджет слишком велика?
Сергей Крылов напомнил, что в «Иркутскэнергосбыте» предусмотрена рассрочка платежа, если потребитель по какой-то причине не может оплатить счёт сразу в полном объёме. Для этого надо просто обратиться в отделение «Иркутскэнергосбыта» по месту жительства и написать соответствующее заявление. Специалисты пропорционально разделят сумму платежа на несколько месяцев в зависимости от финансовых возможностей человека.

Подведём итог
Итак, с переходом на систему оплаты по факту методика начисления становится более прозрачной. Проверить правильность расчётов платы за отопление проще, чем при внесении платы в течение года, так как достаточно просто знать, сколько дом потребил тепла в текущем месяце по счётчику. Работу и показания счётчика можно контролировать!

Нет корректировки платежей по итогам года, а это значит – нет перерасчётов, которые вызывали раньше много вопросов.
Сергей Крылов подчеркнул: когда многоквартирный дом переходит на оплату отопления по факту, собственники видят реальный расход тепловой энергии в отопительный период и становятся заинтересованы в том, чтобы управляющая компания проводила энергосберегающие мероприятия. Это установка погодозависимой автоматики, изоляция стояков теплоснабжения, утепление стен, замена окон в подъездах на современные стеклопакеты и многое другое. Комплекс таких мероприятий, особенно, если провести их вовремя – в летний период, позволит сохранить тепло именно внутри домов, а не выпускать его на улицу. Тем самым, расход ресурса уменьшается, а значит сокращается итоговая сумма в платежке. Кроме того, переход на схему «1/9» никак не отразится на потребителях, получающих компенсацию за услуги ЖКХ. Все льготы для жителей сохраняются, социальная поддержка будет предоставляться с учётом сезонности платежей. Также энергоснабжающая компания готова предоставить рассрочку платежа.

Что нужно сделать, чтобы перейти на оплату теплоэнергии по факту?
Как правило, администрация города инициирует в той или иной форме опрос всех жителей, и решение принимается на основании большинства голосов.

Повлияет ли изменение способа оплаты на сроки начала и окончания отопительного сезона? Не начнут ли раньше включать отопление, чем нужно?
Нет. Для подачи тепла существуют чёткие правила. Для каждой территории установлены свои сроки начала и завершения отопительного сезона. Для помещений, тепло в которые подаётся по централизованным сетям, отопительный период начинается, когда в течение пяти дней температура наружного воздуха составляет ниже восьми градусов по Цельсию. На отключение подачи тепла действует тот же принцип: на шестой день, когда среднесуточная температура воздуха составляет выше восьми градусов Цельсия, отопительный период заканчивается.