ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕСПРОСВЕТНОСТЬ
4 года ago Администратор 0
Какие проблемы у Братского троллейбусного управления и что может их решить?
Изношенный парк техники, нуждающаяся в капремонте контактная сеть и дефицит кадров — главные проблемы Братского троллейбусного управления. В этом году к ним добавилась ещё одна – братчане стали реже ездить в общественном электротранспорте. Как следствие, обвал выручки из-за последствий пандемии, самоизоляции и ограничительных мер. Меж тем, роль электротранспорта в городе с тяжёлой экологической ситуацией вряд ли можно как-то переоценить. О проблемах и путях выхода из них депутаты и представители городской администрации говорили на недавнем заседании постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству.
«ДОРОГИЕ» ПАССАЖИРЫ
33 рубля 50 копеек. Именно столько, по словам директора муниципального предприятия «Братское троллейбусное управление» Владимира Синицына, обходится сейчас перевозка одного пассажира в троллейбусе. Между тем предприятие вынуждено возить братчан по сути себе в убыток — за 25 рублей. Именно такой предельный тариф установила городская администрация ещё в начале 2019 года. Всё правильно, за проезд в троллейбусе вы платите 22 рубля, но вот эти три рубля разницы между предельным тарифом и тарифом для пассажиров за вас троллейбусному управлению переводит городской бюджет.
Со слов Владимира Синицына, тариф на этот год нужно пересматривать: выручка предприятия за второй квартал сократилась на 47%, за третий — на 29% по сравнению с аналогичными периодами прошлых годов. Люди сидели на самоизоляции и никуда не ездили, да и на линию выходили далеко не все троллейбусы. Опять же из-за ограничительных мер. Одним из возможных вариантов финансовой поддержки является пересмотр экономически обоснованной стоимости перевозки за 2020 год.
— Тем более, что перевозчик раз в год не позднее мая имеет право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о пересмотре экономически обоснованной стоимости перевозки одного пассажира с предъявлением всех необходимых расчётов и подтверждающих документов. Что и было сделано в апреле. Но на сегодняшний день этот вопрос остаётся открытым, — уточнил Владимир Синицын.
БРАТСК ПОПРОСИЛ ТРОЛЛЕЙБУСЫ У МОСКВЫ
Зачем троллейбусному управлению больше денег, братчане, наверняка, видят сами, если пользуются этим видом транспорта. Салоны многих троллейбусов холодные, многие из них ходят, что называется, из последних сил, часто ломаются, в сезон дождей с крыши в салон капает вода. Это не удивительно, ведь из 56 троллейбусов, которые сейчас находятся в парке МП «БТУ», полностью изношены почти все пятьдесят штук.
— При нормативном сроке эксплуатации троллейбуса в 7 лет средний возраст эксплуатируемых троллейбусов в Братске составляет 27 лет. А самым старым машинам в парке, которые до сих пор эксплуатируются, 38 лет. Более половины подвижного состава составляет техника, которая уже давно снята с производства. Узлы и агрегаты для неё уже не выпускаются, — рассказал директор МП «БТУ».
В теории обновление автопарка могло бы помочь поправить финансовое положение предприятия. За примерами далеко ходить не надо. Муниципальное «Центральное автотранспортное предприятие», получив новые автобусы на протяжении последних лет, серьёзно поправило финансовое положение и составило достойную конкуренцию частникам. Проблема в том, что троллейбусы — техника более сложная, а значит, стоит дороже. Три троллейбуса, которые власти Братска купили в прошлом году, обошлись в несколько десятков миллионов рублей. За них город расплачивается до сих пор.
— От населения поступают предложения о замене троллейбусного парка. Вопрос этот наболевший. В 2019 году мы приобрели за счёт средств бюджета города три троллейбуса. До 2022 года порядка 12 миллионов рублей у нас идут лизинговые платежи. После 2022 года мы можем вновь рассматривать возможность приобретения троллейбусов для нашего парка. Кроме того, в Москве была программа по сокращению троллейбусного парка. Мы обратились к мэру столицы с просьбой передать нам 20 троллейбусов, которые были у них на списании после 3-5 лет использования. На это мы получили ответ, что троллейбусы уже переданы в Донецкую область и Московскую область, — рассказал председатель комитета промышленности и транспорта администрации Братска Юрий Бак.
КАДРОВЫЙ ГОЛОД
Но не всё так безнадёжно. 20 новеньких троллейбусов должны были поступить в Братск уже в этом году. Они должны были прийти по федеральной программе «Чистый воздух», той самой, которая предполагает сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу в ближайшие годы. Но в планы вмешался всё тот же коронавирус. Москва отправила деньги на мероприятия по борьбе с инфекцией. Теперь партию уже из 30 новых троллейбусов ожидают в 2021 году. Как сказал заместитель мэра Братска Михаил Гарус, «подтверждения, что деньги на троллейбусы придут, у нас есть».
Среди прочих проблем предприятия — серьезный дефицит кадров. По словам Владимира Синицына, средняя зарплата водителя троллейбуса в Братске — 34 тысячи рублей, кондуктора — 30 тысяч. Зарплаты невысокие. Работать на устаревшей технике за такие деньги молодёжь не стремится. Контактные сети и подстанции требуют замены или серьёзного ремонта. Впрочем, тут дела обстоят немного лучше: контактную сеть полностью меняют на тех отрезках, где проходит капитальный ремонт дорог. В этом году, к примеру, поменяли часть опор контактной сети и провода на улице Комсомольской. Тестовый троллейбус уже проехал без сбоев. Более кардинальных перемен пока ждать не стоит.
Но на предприятии надежду не теряют. Если увеличение тарифа до более 30 рублей за одну поездку — это маловероятное развитие событий (по такой цене пассажиры просто не будут ездить на троллейбусах, да и бюджет не сможет возмещать предприятию разницу), то на покупку новой техники и власти, и сотрудники МП «БТУ» возлагают большие надежды. Главное, чтобы ренессанс электротранспорта в Братске не споткнулся о какой-нибудь очередной форс-мажор, а коронавирус рано или поздно мы победим.