16 лет на улице: один день из жизни бомжа
8 лет ago Елена Кутергина 0
Лица без определенного места жительства или бомжи — такое же естественное явление в мировом сообществе, как голуби на площадях или кошки в подвалах. В разные годы и эпохи отношение к этой категории у государств было разным: их вешали на площадях, сажали в тюрьмы, пригревали в приютах. Как бомжи живут сегодня, и что делать, если Вы вдруг повстречали такого человека на своем пути?
Бомж под окном
В поиске интересной темы для нашей читательской аудитории я как-то раз за завтраком дома спросила у мужа:
— А куда все бомжи с улиц подевались? Что-то их редко встретишь…
— Да что ты! Просто выгляни в окно!- ответил супруг.
И правда, в небольшом леске возле «Орбиты» сидел еще не старый и не такой уж грязный и опустившийся мужчина. Как оказалось, ночует он под нашими окнами уже три дня, а я его и не заметила… Было раннее утро: мы отварили пельменей, взяли немножко пылившегося с Нового года горячительного и отправились на необычное интервью.
«Здравствуйте, я Дима»
— Доброе утро! – привлекли мы к себе внимание.
Взору предстал мужчина лет 50-ти, весь в черном. Слегка небрит, но аккуратно подстрижен, лицо вовсе не испитое, да он выглядит получше многих наших обычных, «домашних» мужчин, скажу я вам!
— Здравствуйте. Дима, — представляется мужчина.
Как оказалось, он уже 16 лет живет на улице.
— Много нас. Летом в основном в лесах живем. Там живут (показывает на Парк тысячелетия), там живут (показывает на Овраг возле Мемориала славы». Летом хорошо, а зимой перебираемся кто куда, я лично в подъезды иду, гоняют, но не всегда, бывает, что и пожалеют, — рассказал Дмитрий.
Физически он развит, хорошо сложен, такого, как говорится, отмыть и тот еще мужик получится. Но что-то сам себе Дмитрий внушил – быть обычным человеком ему, кажется, не хочется.
— Я с 14 лет по тюрьмам… Сел по малолетке за кражи, а когда вышел – никому не нужен оказался, — говорит
он.
От семейного очага до улицы – один шаг
В своих «показаниях» он слегка путается, явно лукавит, но мы же не допрос ему устроили. Оказалось, что когда-то все-таки он кому-то был нужен. Был даже женат! И была у него квартира. Но, видимо, тяга к приключениям надолго оторвала его от дома и семейной жизни. Поссорившись с женой, уехал на Украину, а когда вернулся, оказалось, что жена его выписала как пропавшего без вести, так Дима остался без жилья и прописки.
— Есть у меня в Братске сестренка. Но к ней я пойти не смею. Она одна с тремя детьми в однокомнатной квартире живет. Куда ж я сунусь! – рассказывает мужчина.
На еду зарабатывает сам
Что мне больше всего понравилось в Дмитрии, так это его позитивный настрой. Он ни на что не жалуется и лучшей судьбы для себя не желает, главное – никому не мешать, никого не расстраивать. Его выдержке можно только позавидовать. Ночуя на улице в начале октября, он имеет «железный» иммунитет, никакая хворь его не берет. Дмитрий – человек приличный, на помойках он не питается, сам зарабатывает себе на пропитание.
— Подрабатываю на рынке. То ящики разгружу, то мусор отнесу. Целый день почти на рынке. За это мне дают 50 рублей, да еще покормят. Женщина в киоске постоянно то самсой, то беляшом угостит. Жить можно, — рассказывает бомж.
За его услужливость ему воздается постоянно: добрые люди постригают, обеспечивают теплыми вещами, одеялами, средствами гигиены. Не остались безучастными и мы: за интересное интервью подарили кое-какие вещи.
Сейчас Дима немного переживает, что рынок на ул. Советской хотят закрыть и построить на этом месте современный торговый центр, в таких условиях места ему, скорее всего не будет.
— А почему же Вы в наш центр социальной адаптации не обратитесь? Там ведь хорошо! – предлагаю я.
— Да что Вы! Там народу как сельдей в бочке. Мест очень мало, на всех не хватает, поэтому я туда даже не суюсь.
С Дмитрием мы прощаться не стали, решили еще подкинуть ему теплых вещей, но на следующий день из нашего леса он таинственно исчез. Может, холод его согнал с насиженного места, а, может, и легкое чувство стыда…
Кто помогает бомжам?
По самым приблизительным оценкам в России проживает около 3 млн бомжей, далеко не во всех городах ведется учет этой категории граждан. Так, например, в Улан-Удэ на 430 тыс. жителей приходится 1,5 тысячи бомжей, в Братске на 230 тыс. населения – не менее 400. В это число входят только те, у кого нет прописки и жилья, в действительности же, людей, склонных к бродяжничеству и асоциальному образу жизни, по статистике, значительно больше – до 7% от всего населения в России.
В Братске и Братском районе для людей этой категории предусмотрены меры социальной поддержки. В частности, центр социальной адаптации на ул. Янгеля, 14 единовременно готов предоставить 35 койко-мест для таких гркаждан. В учреждении готовы не только пригреть, но и помыть, накормить, вылечить, восстановить документы. Как отмечают работники центра, большинство из их постояльцев поле получения такой помощи предпочитают покидать учреждение – тяга к улице либо к спиртному сильнее комфорта, поскольку в центре запрещено пить.
Помимо этого в последние годы в Братске стали развиваться частные благотворительные организации, способные оказать помощь бездомному. Так, в 2014 общественная благотворительная организация «Миротворец» была официально оформлена управлением министерства юстиции России по Иркутской области году. С илами организации в поселке Сахарово Братского района появился дом для бомжей. Функции дома такие же как у центра адаптации, за два года работы через него прошли десятки нуждающихся людей, некоторые живут там со дня основания. В «Миротворце» призывают не проходить мимо таких людей и помогать, кто чем может.
Елена КУТЕРГИНА
Куда податься бомжу?
Алексей Рудых, руководитель благотворительной организации «Миротворец»:
К нам нередко обращаются обычные граждане: «Вот у нас поселился в подъезде бомж, грязный, вонючий, что с ним делать? Заберите его!». Я всегда в таких случаях отвечаю, что сначала нужно с человеком пообщаться, готов ли он поехать в реабилитационный центр? Многие ведь не хотят, и их не заставишь. Если же человек готов к тому, чтобы ему оказали помощь, мы обязательно за ним приедем, привезем в Сахарово, помоем, накормим, поможем с документами. Никого потом на улицу не выгоняем. Желающие могут остаться жить, но за 2 года у нас поселилось только 5 человек.
Тел. Организации «Миротворец» 8 924 822 22 88.
Опрос
Что делать с бомжами?
Жители Братска ответили на философский вопрос
Иван Попков, менеджер:
Лично мне бомжи никак не мешают, считаю, что пусть все будет, как есть. Люди им помогут – покормят, обогреют. Каждый живет так, как может, осуждать никого не надо.
Владимир Решетников, школьник:
Я думаю, решением проблемы может стать трудоустройство. Нужно создать программы, в которых таким людям могут предоставить начальную помощь. Допустим, общежитие и устройство на работу, помощь в избавлении от алкоголизма и вредных привычек.
Анжелика Михайловна, социальный работник:
Для них у нас на улице Янгеля, по-моему, есть дом для бомжей, я там была и разговаривала с руководителем. В этом центре бомжи могут прийти погреться переночевать ночь и поесть и взять одежду.
Галина Кирсанова, учитель физики:
Я плохо отношусь к таким людям. Считаю, что у человека должна быть сила воли и желание что-то изменить.
Арина Чупрун, школьник:
Есть люди, которые не хотят работать и их устраивается их жизнь, вымогательство, жизнь на помойке, таких людей я не уважаю. Есть люди, у которых действительно сложилась трудная ситуация в жизни и им реально нужна помощь, к таким людям я не равнодушна. Я думаю, нужно создать центр помощи, где таким людям могут помочь, подбирать работу(допустим, уборщики дворники), так же помогать им с жильем, едой.
Подготовила Марина ЩУКОВСКАЯ