Продлёнка: почему её нет в Братске?
7 лет ago Елена Кутергина 0
В этом году вепревые в школу отправились более 3 тысяч маленьких братчан. Для ребят это несомненно волнительный и непростой период, который осложняется новым распорядком дня и повышенной самостоятельностью. Ведь если в детском саду ребенок пребывал с утра до самого вечера, то школьный день заканчивается к обеду и нужно не просто самостоятельно добраться до дома, но как-то организоваться свой досуг до прихода родителей с работы. «Вечерний Братск» выяснял, как решить проблему занятости ребенка в начальной школе?
Спасибо бабушкам!
– Распорядок школьного дня крайне неудобен! Я иду на работу к 10-ти, а ребенку в школу – к 8.30. Отведя сына, возвращаюсь домой, жду начала рабочего дня. В 12-12.30 уроки уже заканчиваются и ехать с завода за ребенком в школу – очень проблематично! Просим бабушку помочь и благодарим бога, что у нас есть бабушка! – говорит мама 7-летнего школьника Наталья Сергеевна.
Что же делать тем, у кого бабушки нет, и при этом нет возможности сидеть с ребенком дома? Каково матерям-одиночкам, вынужденным работать с утра до вечера, чтобы содержать семью? К сожалению, в современной системе образования законодательно эти моменты никак не учтены. Если в советское время школа продленного дня была явлением обычным и доступным каждой семье, то сегодня такого понятия даже не существует. Из закона «Об образовании» его давно исключили, видимо, полагая, что явление, когда ребенок целыми днями находится школе, а родители на работе – в прошлом.
Но, увы, в 21 веке, в новых экономических условиях, женщины стали работать еще больше, ведь сегодня ненормированный график и 12-часовые смены стали не редкостью. Лишь немногие родители имеют возможность не работать и все свое время посвящать детям. В итоге ни школа, ни родители зачастую не могут оказать должного внимания ребенку – правильно ли это?
– Конечно, школа продленного дня или «продленка» – крайне актуальное направление в наши дни. Ведь после основного учебного процесса потребность в дополнительных занятиях, питании, присмотре за ребенком, прогулках – особенно в возрасте с 7 и хотя бы до 10-ти лет, – никуда не исчезает. Но законодательно школы не могут официально вести эту деятельность по ряду причин. Главная из них – в бюджете нет законодательной возможности закладывать средства на оплату работы педагогов в рамках школы продленного дня, а брать родительскую плату мы также не имеем права, ведь образование в России бесплатно, – отмечает заместитель начальника по образовательной деятельности администрации Братска Наталья Бочарова.
Ребенку нужен полноценный сон и питание
Иными словами, в законе «об образовании» прописан лишь непосредственно образовательный процесс, бесплатные кружки и секции, а вот полноценный уход и занятия с детьми, как в детском саду, – нет. Более того, стандарты развития и поддержания подрастающего организма подразумевают, к примеру, послеобеденный сон, а, значит, в школах нужно устанавливать кровати. Необходимы и прогулки на свежем воздухе и полноценное питание. Разумеется, муниципалитеты не могут физически этого позволить, ведь нужны дополнительные помещения, оплата работы кухни, педагогов, тех.персонала и т.д.
Продлёнка превратилась во внеурочную деятельность
Казалось бы, картина совсем печальна, и не стоит на таком фоне удивляться, что дети зачастую попадают в непредвиденные ситуации – мерзнут на остановках, остаются голодными, травмируются, становятся жертвами психически нездоровых людей – без надлежащего присмотра. Однако в реальности не все столь трагично. Даже в Братске есть школы, которые уже сегодня, в обход закона и не вполне рациональных и жизнеспособных правил, решают эту проблему.
В частности, в школе №46 уже многие годы работает условная «продленка». Наталья Бочарова называет ее внеурочной деятельностью. Это те самые кружки и секции, в которых дети заняты после школы. Чтобы получить дополнительное образование, детям не обязательно ехать в спортивный зал или театрально-концертный центр – все услуги доступны в едином пространстве.
Как результат – в школах сегодня бурными темпами развивается направление дополнительного образования и спорта. В некоторых общеобразовательных учреждениях организованы десятки дополнительных занятий и спортивных направлений. Однако для школ организовать и такую «полу-продленку» – без кроватей, дополнительных помещений и прогулок – тоже трудно. Ведь директор стоит перед выбором: или открыть школу продленного дня и вести образовательный процесс в одну смену, или отказаться от «продленки» и начать обучение в 2 смены. Двухсменная работа позволяет больше зарабатывать учителям, продленка же финансируется в рамках внеурочной деятельности, но в гораздо меньших объемах, нежели обычная школа.
В то же время, правильно ли «держать» ребенка в стенах одной лишь школы, когда в Братске есть полноценные музыкальные, художественные школы, лингвистические центры и т.д.?
Одним словом, «золотой середины» нет, как и нет простого решения в вопросе о том, с кем оставить ребенка, пока родители на работе.
Наталья Бочарова отмечает, что полноценная «продленка», соответствующая всем нормам и СНИПам – это неизбежное будущее, которое должно быть во современной школе, о ее необходимости говорят и педагоги, и родители, и директора школ – не только между собой, но и на законодательном уровне. Возможно, когда-то стандарты поменяются и жизнь школьника станет комфортнее, полноценнее и безопаснее.
Елена Кутергина