Каким планировался Братск на заре строительства?

9 лет ago Администратор 0

proektВ дни рождения нашего города ежегодно мы вспоминаем первостроителей, Ивана Наймушина, Феликса Когана и многих других, кто посвятил десятилетия своей жизни Братску. Но самого пристального внимания в эти дни достойны скромные труженики, без которых строительство города было бы невозможно. Те самые инженеры-проектировщики.

В дни рождения нашего города ежегодно мы вспоминаем первостроителей, Ивана Наймушина, Феликса Когана и многих других, кто посвятил десятилетия своей жизни Братску. Но самого пристального внимания в эти дни достойны скромные труженики, без которых строительство города было бы невозможно. Те самые инженеры-проектировщики.

Именно они являются первыми творцами нашего города – они создали его сначала на бумаге, затем в виде макетов. И не только братские. Над созданием нашего города работали проектные институты Москвы, Ленинграда, Саратова, Иркутска, тысячи людей.

Как все задумывалось

Проектировщик – профессия, в первую очередь, творческая. В 50-х годах прошлого века, когда еще не было Братского водохранилища, проектировщики запланировали расположить три основных «широтных» улицы Обручева, Подбельского и Южную так, чтобы с них открывался вид на море. Сколько нужно фантазии и четких исследований, чтобы определить границы еще несуществующего моря и предположить, как добиться наибольшего эстетического эффекта! Да и вообще, «заглянуть в будущее» и представить, как будет выглядеть город.

Мало кто знает, что Братск – один из немногих советских городов, который строился «поточным» способом. То есть, практически одновременно прокладывались инженерные коммуникации, возводились жилые здания, строились детские сады и школы. Таким образом, удалось достичь колоссальных темпов строительства. По скорости стройки Братск в то время шел наравне с Иркутском. Но возможным это стало только благодаря работе проектировщиков, которые заранее проработали все возможные варианты строительства.

Солнечный город

А вариантов было даже не десятки, а сотни и каждый скрупулезно рассматривался. Например, как расположить здания в микрорайоне, чтобы в каждую квартиру проникал солнечный свет? Как предусмотреть, чтобы на дорогах и улицах не скапливалась дождевая и талая вода? Как расположить эти улицы, чтобы они были удобны для движения транспорта и пешеходов? Где должны находится больницы, театры, магазины? Все это прорабатывали проектировщики. Применялся даже такой метод: над макетом микрорайона потихоньку сыпали манную крупу и раздували ее пылесосом. Зачем? А затем, чтобы, согласно розе ветров, определить в каком месте в будущем микрорайоне может скапливаться снег. И если у какого-либо здания на макете накапливалось большие количество крупы, принималось решение либо изменить конфигурацию строения, либо чуть-чуть его «подвинуть». Кстати, именно благодаря четкому проектированию, во время строительства Братска не произошло ни одной серьезной задержки в работе, не было ни одной аварии или ЧП. А это тоже говорит о многом.

Братск рассчитывался на 600 тыс жителей

Кстати, тогда же в 60-70-е годы были разработаны проекты строительства такого количества микрорайонов, чтобы в Братске с комфортом могли проживать до 600 тысяч человек. Они были разработаны, сложены на полки с тем, чтобы, когда придет время, можно было папку с полки взять и сразу приступить к работе. И возможно так и было бы, если б ситуация в стране не изменилась в 90-е. Кстати, именно «эпоха реформ» оставила Братск без большого Драматического театра. По проекту он должен был располагаться между гостиницей «Братск» и зданием городской администрации. Изначально предполагалось, что он будет рассчитан на 1200 мест. Однако, братские строители убедили тогдашнее руководство изменить проект, и построить театр с двумя залами – на 400 и 600 мест, т.к. вряд ли один большой зал заполнялся бы.

Центр планировался как рабочий поселок

Еще один малоизвестный факт: изначально рассматривалось несколько площадок для размещения города. Один из вариантов предполагал, что жилые районы будут располагать в районе плотины ГЭС и на Зябе, а на месте нынешнего Центрального округа располагался бы лишь рабочий поселок для ремонтных бригад. Рабочих на заводы предлагалось доставлять скоростным трамваем, так называемым «открытым метро». Идея разрабатывалась всерьез, но проект получился очень дорогим, Совет Министров СССР на такие траты не пошел, памятуя завет «дорогого Леонида Ильича» о том, что экономика должна быть экономной. И Братск родился таким, каким мы его видим сейчас.

Чтобы глаз радовал

Немаловажен и внешний вид города. Все мы хотим жить в окружении красоты. И здесь тоже нужны таланты проектировщика. От его эстетического вкуса зависит многое, если не все. В настоящее время отделка зданий не представляет большой проблемы – появилось так много различных отделочных материалов, что на стадии строительства о фасаде можно особо и не задумываться: «обшил» сайдингом – вот тебе и красота. А в 60-70-е годы созданием фасадов зданий занималась целая индустрия. Процесс был очень затратный и трудоемкий. Да и само размещение зданий тоже во многом служит именно эстетическому восприятию города – «глаз должен радовать».

Таким образом и получается, что проектировщик – это и инженер и художник-модельер, создающий «выкройку» городов. Спасибо им за труд!

Дмитрий ЗУБАХИН