Страсти вокруг губернатора
12 лет ago Елена Кутергина 0
В последнее время произошел очередной всплеск слухов о близкой отставке губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Такое было уже неоднократно, и каждый раз главе региона прочили какой-то важный пост во властных либо бизнес-структурах. К примеру, в качестве нового места работы называли и посольский корпус МИД, и должность топ-менеджера в государственной корпорации. Сейчас федеральные СМИ в своих многочисленных публикациях «примеряют» на него кресло полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе. Что стоит за слухами? Как повлияет отставка губернатора на ситуацию в Братске? Об этом наш материал.
В последнее время произошел очередной всплеск слухов о близкой отставке губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Такое было уже неоднократно, и каждый раз главе региона прочили какой-то важный пост во властных либо бизнес-структурах. К примеру, в качестве нового места работы называли и посольский корпус МИД, и должность топ-менеджера в государственной корпорации. Сейчас федеральные СМИ в своих многочисленных публикациях «примеряют» на него кресло полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе. Что стоит за слухами? Как повлияет отставка губернатора на ситуацию в Братске? Об этом наш материал.
Уйдет ли Мезенцев на этот раз?
С начала этого года по всей стране проходят кадровые перестановки в высших органах власти регионов. На данный момент целых десять губернаторов по разным причинам лишились своих кресел. Это руководители Смоленской, Костромской, Мурманской, Волгоградской, Саратовской, Ленинградской, Архангельской и Ярославской областей, глава Приморского края. Также выборы нового главы намечаются в Республике Бурятия.
В последние дни своего президентства Дмитрий Медведев оперативно выбирал кандидатуры на высвободившиеся места.
Закон о выборах глав регионов, по которому в скором времени нам снова предстоит выбирать губернаторов, вступает в силу 1 июня. У федеральных властей еще есть время решить кадровые вопросы с некоторыми губернаторами. Среди кандидатов на смену называют главу Ленинградской области Валерия Сердюкова, губернатора Красноярского края Льва Кузнецова, главу Владимирской области Николая Виноградова.
Наш губернатор тоже не остался в стороне. В конце апреля, первых числах мая в федеральных СМИ поднялась волна слухов и «утечек информации» вокруг гипотетической отставки губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева.
Издание «Газета» сообщило, что речь идет не столько об отставке, сколько о рокировке. Якобы Мезенцев будет назначен полпредом президента в Сибирском федеральном округе (вместо Виктора Толоконского, занимающего этот пост в настоящее время), а губернатором Приангарья будет назначен нынешний министр природных ресурсов Юрий Трутнев. На вопрос «Зачем понадобилась такая рокировка?» издание отвечает так. У Толоконского в последнее время резко обострился конфликт с новосибирским губернатором Василием Юрченко. Его отставка ожидаема. На место Толоконского придет Мезенцев. Мезенцева же на его посту заменит Трутнев.
В ответ на все это Дмитрий Мезенцев сообщил, что причин для своей отставки не видит. «В отставку не собираюсь», — сказал он и добавил, что не видит мотивации для подобного решения ни с его стороны, ни со стороны руководства страны.
Иркутские региональные эксперты, комментируя ситуацию, хором указали на то, что слухи об уходе Мезенцева не имеют под собой реальной почвы.
— Каждые два-три месяца возникала волна слухов по поводу ухода Дмитрия Мезенцева на самые разные посты, — сообщил агентству «Телеинформ» политолог Сергей Шмидт. — Иногда были вообще уж очень экстравагантные домыслы. Качество и количество этих слухов были (и остаются) такими, что поверить в них трудно.
Другой местный эксперт, кандидат политических наук Алексей Петров сказал:
— Судя по заявлению Дмитрия Мезенцева, он действительно не вошел в состав формирующегося кабинета министров и продолжит дальше работать на посту руководителя Иркутской области.
И, тем не менее, есть основания полагать, что нынешние разговоры вокруг возможного ухода Мезенцева, не просто слухи. Так, по сообщению экспертно-информационного канала «ФедералПресс» «УралПолит.Ru», пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, опровергая назначение Юрия Трутнева губернатором Приангарья, сказал буквально следующее:
— Не знаю, там был другой претендент.
Если был другой претендент, то есть была некая другая кандидатура на пост главы региона, значит, отставка все-таки рассматривалась.
Удивительный губернатор
Три года назад депутаты Законодательного собрания Иркутской области единогласно утвердили петербуржца Дмитрия Мезенцева, чья кандидатура была предложена президентом, на пост губернатора. На нового главу региона возлагались большие надежды.
В первые месяцы своего правления Мезенцев проводит многочисленные встречи с высокопоставленными федералами и топ-менеджерами крупнейших российских компаний. Губернатор демонстрирует готовность делать все, чтобы область, оказавшаяся в сложной финансовой ситуации, получила как можно больше дополнительных средств из федерального бюджета. В Приангарье приходят сотни миллионов рублей.
Параллельно Мезенцев «подтягивает» крупный бизнес к финансированию мероприятий, связанных с 350-летием областной столицы, ведет переговоры с Кудриным о выделении области кредита в два миллиарда рублей, договаривается с «Газпромом» о газификации Иркутской области, а с Олегом Дерипаской – об увеличении налоговых отчислений в областной бюджет.
Через несколько месяцев после своего назначения Дмитрий Мезенцев предлагает кандидатуру тогдашнего мэра Иркутска Якубовского в Совет Федерации. По мнению некоторых политологов, это было не что иное, как завуалированная отставка «засидевшегося» иркутского градоначальника и одновременно пик популярности нового главы областной администрации.
В область пришел удивительный глава – губернатор, который проводит бесчисленные встречи с общественностью, принимает участие в различных конференциях и форумах, преподает в университете. Учителя, сельхозпроизводители, работники ЖКХ, спортсмены – во все сферы старается вникнуть, со всеми встретиться. Плюс многочисленные деловые визиты, включая зарубежные страны.
Отдельно стоит сказать об ораторских способностях губернатора. Пожалуй, никто еще на этом посту так грамотно не говорил, так красиво не выстраивал фразы. Впрочем, довольно часто риторика затмевает собой смысл сказанного, но это всего лишь искусство, которым должен владеть каждый политик.
Добавим: если в каком-нибудь Богом забытом районе области произошло ЧП, то губернатор тут как тут: на месте происшествия в сопровождении замов и помощников.
В середине декабря 2009 года Законодательное собрание оценило работу губернатора на пятерку. Руководители всех фракций высказались о нем положительно. По словам депутатов, губернатору удалось выстроить «консолидированную работу двух ветвей власти». Такой оценки не удостаивался ни Говорин, ни Тишанин, ни Есиповский.
На этом взлет губернатора закончился. Примерно с этого времени глава области начал принимать решения, которые все чаще шли в разрез с интересами элитных группировок. Первым из них стало решение о выдвижении кандидатуры мэра Братска Сергея Серебренникова на пост иркутского градоначальника. Затем последовали другие шаги и политические проигрыши один за другим, которые только подливали масло в огонь. На выборах мэров Иркутска, Братска, Усть-Илимска единороссы потерпели поражение. В итоге Мезенцев практически полностью лишился лимита доверия, который был у него в начале.
В последнем рейтинге политической выживаемости губернаторов, составленном фондом «Петербургская политика» и коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг», Дмитрий Мезенцев получил «тройку». Сильной стороной иркутского губернатора эксперты посчитали «федеральные связи, а слабые стороны Дмитрия Мезенцева составители рейтинга описали следующим образом: «Низкая популярность. Проблемы с электоральной управляемостью. Поражение ЕР на выборах в Госдуму по Иркутску и Ангарску. Неоднозначный внутриэлитный фон».
Что Мезенцев сделал для Братска?
Оказавшись один на один с враждебной региональной элитой, Мезенцев раскрылся, как жесткий и бескомпромиссный политик, который не меняет своих решений и идет по выбранному пути до конца, чего бы это не стоило. Можно до бесконечности рассуждать о том, чего тут больше – своеволия губернатора или все-таки закостенелости региональной элиты, но, пожалуй, рядовых жителей нашего города волнуют вопросы попроще. Скажем, такой вопрос: выиграл ли Братск от губернаторства Мезенцева?
Период, когда мэром Братска был Александр Серов (с июня 2010 по февраль 2011-го) можно считать абсолютно провальным с точки зрения взаимоотношений города и области. Ничего удивительного: единороссы бездумно проиграли выборы братского градоначальника, мэром стал представитель оппозиции.
При Александре Серове город понес существенные финансовые и ресурсные потери, говорят эксперты. В региональных органах власти этот прискорбный факт списывали на Серова, который якобы не проявлял должной активности в выбивании для Братска областных денег и преференций. Так это или нет – по этому поводу существуют разные мнения. Во всяком случае, Серов не стал действовать подобно своему иркутскому оппозиционному коллеге мэру Кондрашову, то есть не пошел на контакт с партией власти, не записался в число ее сторонников. Очевидно, что если бы Серов это сделал, то город мог бы легче пережить кризисные 2010 и 2011 годы.
С уходом Серова с поста градоначальника после того, как на него завели дело о взятке с вымогательством, новое руководство Братска моментально приступило к налаживанию отношений с губернатором и областным правительством. Как развивались эти контакты и каковы их результаты для нашего города? Первым делом губернатору подготовили исчерпывающую информацию о ситуации в Братске, включая данные социально-экономического мониторинга. Был также сформирован пакет предложений по развитию Братска для рассмотрения на уровне правительства.
В результате переговоров с главой областного правительства уже в феврале удалось договориться о возобновлении регулярного авиасообщения между Иркутском и Братском. Напомним, авиарейсы были отменены в ноябре 2010 года в связи с убыточностью. Также Мезенцев пошел навстречу Братску в вопросе предоставления бюджетного кредита из регионального бюджета на сумму 100 млн. рублей. Замещение коммерческого кредита бюджетным – это экономия 5,5 млн. рублей местной казны.
Через несколько месяцев, в июле прошлого года губернатор заверил руководство Братска в том, что город может рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку из областного центра. В частности, речь шла о средствах на капитальный ремонт дорог Братска, который не проводился с 2008 года. Предполагалось, что на эти нужды предусмотрят определенную сумму денег в областном бюджете 2012 года. Пока никакие областные деньги на капремонт наших улиц не поступали.
В этом году по инициативе губернатора в Братске была запущена в эксплуатацию пожарно-химическая станция. Решение принято по итогам ликвидации лесных пожаров осенью 2011 года. Из региональной казны на этот проект выделили 50 млн. руб. На эти средства закуплено 24 машины: бульдозеры, тракторы, вездеходы, землеройные и пожарные автомобили, лесопатрульные комплексы на базе автомобиля «УАЗ». В зоне ответственности станции – территория Братска и Братского района (свыше 2,5 млн. га лесов).
Вот, пожалуй, в общих чертах и все основные меры, предпринятые в Братске при непосредственном участии или по личной инициативе губернатора. В целом же вклад главы областного правительства в развитие города выражается главным образом в его участии в различных встречах и заседаниях, таких, например, как региональный совет, который прошел в феврале в нашем городе. А информационные сводки о деятельности губернатора, как правило, изобилуют такими выражениями как «провел встречу», «досконально изучил ситуацию», «взял вопрос под контроль», «высказал намерение» и т.д. Словом, конкретики явно не хватает.
Выиграет или проиграет Братск, если в области сменится губернатор? Опыт последних лет показывает, что, независимо от того, кто находится у власти в регионе, и независимо от того, кто находится у власти в Братске, нашему городу традиционно внимание уделяется по остаточному принципу. Поэтому вряд ли уход Мезенцева, если он состоится, как-то повлияет на жизнь рядового горожанина.
Напомним, официальный срок нахождения Мезенцева на посту губернатора истекает в 2014 году, на который запланированы выборы главы региона. Кстати, Дмитрий Мезенцев недавно высказал намерение баллотироваться на этих выборах. Как отмечают эксперты, главы субъектов РФ часто делают такие заявления незадолго до собственной отставки/
Многие задаются вопросом, стоит ли сейчас менять губернатора, если до выборов осталось всего два года.
Сергей ЛОГИНОВ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Мезенцев – самый образованный губернатор Сибири
К регулярно составляемым российскими изданиями рейтингам добавился еще один: на сей раз журналисты решили заглянуть не в кошельки глав регионов, а в их дипломы об образовании. Зачинателем нового рейтинга стал сибирский интернет-портал «Лента региональных новостей».
Первое место в рейтинге занял Иркутский губернатор Дмитрий Мезенцев. Первоначально Мезенцев получил высшее образование в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Позднее, отслужив в армии (где и научился, как ни странно, журналистскому ремеслу) и поработав в мэрии Санкт-Петербурга, он защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском государственном университете на тему «Психология влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности». В настоящий момент числится в докторантуре МГИМО, а также читает лекции на кафедре журналистики Иркутского государственного университета.
Второе место в списке самых образованных глав регионов занял кузбасский губернатор Аман Тулеев. Далее места распределились следующим образом: Леонид Полежаев (Омская область), Александр Карлин (Алтайский край), Сергей Жвачкин (Томская область), Василий Юрченко (Новосибирская область), Лев Кузнецов (Красноярский край), Равиль Гениатулин (Забайкальский край), Шолбан Кара-оол (Республика Тыва), Вячеслав Наговицын (Республика Бурятия), Александр Бердников (Республика Алтай), Виктор Зимин (Республика Хакасия).
baikal24.ru
_____________________________________________________________________________________________________________________________________