В каких условиях живут пожилые братчане в доме престарелых?
7 лет ago Администратор 0
Если на старость остался один…
Шокирующая история произошла несколько недель назад в Иркутске: в одной из обычных квартир города был обнаружен нелегальный дом престарелых, где в ужасных условиях содержались пожилые люди. Как выяснилось, в такой «концлагерь» их сдали собственные дети – за немалую сумму в тысячу рублей в день. Наш корреспондент решил выяснить в каких условиях содержатся постояльцы Братского дома престарелых, есть ли очередность в учреждения и при каких условиях пожилой человек может переехать в учреждение на постоянное проживание.
Нужны ли дома престарелых?
Такое явление как дом престарелых в нашем обществе традиционно вызывает бурную дискуссию: одни считают, что это позор и деградация, особенно если у постояльцев таких учреждений есть живые и работоспособные дети, другие видят в таких интернатах приемлемое решение жилищного вопроса и социализации для одиноких и беспомощных стариков. Как бы то ни было, Братский дом интернат существует уже более 30 лет и был открыт еще в советское время, на сегодня он, согласно конкурсам и оценкам Министерства социального развития Иркутской области, является одним из образцовых учреждений в регионе. Так ли это на самом деле? Мы решили увидеть всё своими глазами.
От скандинавской ходьбы до шашлыков
Дом престарелых прилегает к больничному комплексу на ул. Курчатова, но находится в отдалении, он окружен лесным массивом и у постояльцев есть возможность совершать прогулки на свежем воздухе. Внутри помещения частично идет ремонт, но многие помещения отремонтированы в соответствии с требованиями надзорных органов.
– Мы не можем просто покрасить стены, необходимо положить кафельную плитку. Вместо линолеума в библиотеке тоже плитка. Все стены оборудованы держателями, системой оповещения для незрячих постояльцев. В фойе не так давно оборудовали зимний сад, где пожилой человек может уединиться с гостями или родственниками, – рассказывает во время обхода здания директор Дома-интерната для престарелых Ирина Вахонина.
Здание спроектировано с учетом запросов людей с инвалидностью – в числе более чем 300 постояльцев практически все имеют сложные диагнозы по здоровью, много колясочников. Передвигаться по интернату удобно – совсем не то, что в тесной «хрущевке», чем постояльцы активно пользуются. В коридорах учреждения очень оживленно. В общих рекреационных зонах люди общаются, играют в настольные игры, смотрят телевизор. Кто-то греется у электрического камина в окружении домашних тропических цветов. На общих кухнях тоже людно – одни варят ароматные пельмени, другие жарят картошечку.
В большом актовом зле жильцы в инвалидных креслах играют в шары – специальное развлечение для такой категории жильцов. В учреждении имеется сенсорная комната, соляная пещера, два физиокабинета, массажный кабинет, большая столовая, парикмахерская, библиотека, компьютерный класс, на придомовой территории – зона для барбекю, специальная массажная дорожка для ходьбы босиком, игровая коробка для футбола и бадминтона, есть инвентарь для скандинавской ходьбы, лыжных прогулок,
Главное – не сидеть на месте!
Не скажу, что обстановка совсем домашняя, но в целом впечатление от увиденного – хорошее. Главное, в учреждении нет неприятных запахов, все комнаты содержатся в идеальной чистоте, порядке.
– Обслуживание интерната обеспечивает 250 специалистов, включая медицинский персонал. Несколько лет назад из интерната была выведена часть постояльцев с нарушениями психики – для них в регионе построены новые современные учреждения, поэтому у нас проживают люди, которые социально адаптированы. Мы стремимся создать для них максимально комфортные условия и вовлечь их в социальную жизнь, чтобы они общались, двигались, не засиживались в своих комнатах, – говорит директор.
Ирина Вахонина рассказала, как несколько лет назад она посетила дом престарелых во Франции.
– Понимаете, там старик никому не интересен. В учреждении он целый день сидит в кресле и смотрит в одну точку. У нас это неприемлемо. Мы делаем всё возможное, чтобы вовлечь наших постояльцев в интересную разнообразную жизнь, – говорит Ирина Николаевна.
Многие братчане знают, что жизнь там действительно кипит. Городские творческие коллективы, волонтеры, общественники – частые гости в учреждении: дают концерты, показывают фильмы, просто общаются с пожилыми. Участие в спартакиадах, городских и областных конкурсах рукоделия и т.д. – обязательная часть программы проживания. А этим летом группа постояльцев даже выезжала на Братское море – покупаться и позагорать!
Трудные судьбы
У умудренного опытом читателя может сложиться мнение, что слишком уж всё идеально в этой истории, и как-то не верится, что настолько всё там прекрасно. Конечно, не идеально. Ведь как бы там ни старался персонал и руководство, судьбы многих оказавшихся здесь людей не перекроишь. Кто попадает в Дома престарелых? Как ни печально, но в братском интернате проживают люди, у многих из которых есть дети. Некоторые живут здесь же – в Братске, некоторые – уехали в другой город или даже заграницу и не взяли с собой родителей. Кого-то подобрали на улице, кого-то привели соседи, кто-то пришел сам, спасаясь от своих жестоких детей – наркоманов и алкоголиков.
– Есть постояльцы, с которыми трудно идти на контакт, люди просто напуганы, зажаты, обижены на весь свет. Мы всё понимаем – у нас нет задачи лезть к человеку в душу, наша задача – квалифицированно и с уважением обеспечивать их быт и жизнь, – говорит Ирина Николаевна.
Конечно, мне не терпелось поговорить с самими постояльцами. Как они здесь оказались, как им здесь живется?
– Меня падчерица выгнала на улицу, когда жена умерла. Мы были не расписаны, хотя квартиру еще в советское время я получил. Оказался на улице. Хорошо, что сюда взяли. Здесь нормальная жизнь, тем более, что я вторую половинку встретил! Мы расписались, нам тут общую комнату дали – чем не жизнь? – рассказывает Сергей.
– Спасибо Вам за всё, – коротко и с искренней улыбкой говорит директору еще одна из постоялиц.
Надежда – пенсионерка в инвалидном кресле – не спешит откровенничать. Она греет руки у камина и зовёт меня в свою комнату – кое-что показать.
– Вот видите – подруга мне письмо очередное прислала. Она в Германии живет. Мы с ней с 5-го класса переписываемся, а мне ведь уже за 60! – говорит Надежда. – Раньше я хорошо по-немецки «шпрехала», а потом забыла, и подруга пишет мне по-русски. Она говорит, что мне нужно завести электронную почту и писать электронные письма. Но я пока не умею.
Как попасть в Дом престарелых?
Одним словом, жизнь в доме престарелых разнообразная, люди здесь заняты делом, дружат и даже влюбляются – за последние годы в интернате создано 16 семей. Некоторые, кто чувствует силы и уверенность в себе, со временем покидают интернат – снимают жильё или возвращаются домой и живут самостоятельно.
Ирина Вахонина отмечает, что интернат – это не тюрьма и не больница, для кого-то это своего рода перевалочный пункт, где могут поддержать, помочь восстановить здоровье, эмоциональный фон, а вместе с тем – документы и т.д. Кто-то переезжает сюда на постоянную основу, и для этого вовсе не нужно отдавать свою квартиру или платить какие-то огромные деньги. Да, за проживание в интернате берется взнос в размере 75% от пенсии, однако эти средства идут лишь на развитие интерната, основную плату в размере 37 тысяч рублей в месяц на человека обеспечивает государство.
– У нас нет очередей, есть свободные места в доме, наши двери открыты для всех. Если Вы чувствуете, что Вам нужна наша помощь и поддержка – милости просим, – говорит Ирина Вахонина.
Елена Кутергина