Как братчанам продают несуществующие в природе сорта мёда

8 лет ago Администратор 0

medЧто скрывают заезжие пасечники?

Медовые ярмарки буквально захлестнули Россию. В городах и весях чуть ли не круглогодично торгуют таким огромным ассортиментом этого национального русского продукта, что только диву даешься: что за медовый бум такой? При этом заезжие продавцы обещают при помощи обычного мёда чуть ли не излечение от всех, даже самых тяжелых недугов. Корреспондент «Вечернего Братска» с помощью специалистов разбирался, стоит ли верить обещаниям, и что за мёд завозится в Братск десятками тонн ежегодно.

 

med

Что скрывают заезжие пасечники?

Медовые ярмарки буквально захлестнули Россию. В городах и весях чуть ли не круглогодично торгуют таким огромным ассортиментом этого национального русского продукта, что только диву даешься: что за медовый бум такой? При этом заезжие продавцы обещают при помощи обычного мёда чуть ли не излечение от всех, даже самых тяжелых недугов. Корреспондент «Вечернего Братска» с помощью специалистов разбирался, стоит ли верить обещаниям, и что за мёд завозится в Братск десятками тонн ежегодно.

Мёд всех цветов и мастей

На статью о мёде нас натолкнул пасечник в третьем поколении Алексей Глущенко, чья продукция регулярно продается на Центральном рынке и исследуется ветеринарной службой Братска ежегодно. Мужчина не понимает, откуда и с чего вдруг в Братске, как и по всей стране, появилось так много мёда, а главное, кто и когда изобрел новые сорта, не существующие в природе.

– Что такое женьшеневый мед? Женьшень – не медоносное растение, с него невозможно собрать пыльцу. Или облепиховый, мед «Дикая роза». Шоколадный мед – это вообще за гранью! А дикий мёд? В природе уже почти не осталось диких пчел – их поедает клещ варроа примерно с середины 80-х годов прошлого века. А если бы они и были, то чем отличается мед диких пчел от меда обычных? – разводит руками пасечник.

Мы понимаем, что, возможно, в мёд добавляется шоколад, но тогда речь идет о медовом продукте, а вовсе не о мёде. Зачем же тогда вводить людей в заблуждение?

Шумит веселая ярмарка

С Алексеем Глущенко мы и отправились на одну из ярмарок меда. К слову, проводятся они практически еженедельно в театрально-концертных и досуговых центрах города. В город поставляется по 3-4 тонны меда на неделю. Страшно представить, сколько этого мёда реализуется по стране и ближнему зарубежью… Такой производительности могла бы позавидовать даже развитая советская медовая промышленность. А если серьезно, то поголовье пчел в мире только сокращается, это общеизвестный факт, и остается только гадать, откуда у организаторов медовых ярмарок вдруг появились такие «производственные мощности».

Впрочем, потребитель такими мыслями, очевидно, не озабочен – в день нашего визита на одну из таких ярмарок народ валил валом уже с утра.

В фойе нас встретило настоящее медовое изобилие. Мы насчитали с ходу сортов 20 различного меда, в том числе и экзотического: «Сосновый бор», «Дикая роза», «Мед с шоколадом», «Хлопковый» и т.д.
– А хлопковый мед у вас откуда? – сразу спрашивает у продавца наш эксперт Алексей Глущенко.

– Из Узбекистана. У нас кочевые пасеки – вот, на фото видно, – уверенно отвечает продавец.

А на фото мы увидели нечто необычное: огромная фура колесит по всей стране и зарубежью… И в ней, надо полагать, размещены ульи с пчелами. То есть, сама пасека, находясь где-то в средней полосе России, время от времени наведывается в Узбекистан, в Приморье – за женьшеневым медом, в таежные леса – за диким медом– и в другие местности? Ну предположим…

А в документах непорядок…

Просьба предъявить документы на мед, а их должно быть много и разны, – продавцом встречается благосклонно. Нам показывают огромную папку с различными разрешениями, данными проб меда и т.п. Но первый же внимательный анализ этих документов показывает, что последние проверки на пасеке проводились еще в 2013 году, а паспорт пасеки вообще отсутствует… Правда так называемая вторая форма – ветеринарное свидетельство – все же добротно заверена местной службой ветеринарии. На основании чего – пока нам не ясно, поскольку данных проб меда, в том числе шоколадного и дикого, у продавца нет. Иными словами, в Братске привозной мёд никто не исследовал.

Руки прочь от бизнеса!

Расспросами и въедливыми попытками все же узнать, что за мёд продается на ярмарке, мы лишь вывели продавца из себя и наткнулись на грубость, быстро ретировались и поехали в ветслужбу.
В ветслужбе нам объяснили, что по современным законам проверят на пустом месте предпринимателей госорганы теперь не имеют права.

– Имеющиеся документы, разрешение на реализацию меда получены предпринимателем там, где этот мед был произведен и расфасован. На основании этого мы выдаем свое разрешение, – рассказала ветеринарный врач Братской станции по борьбе с болезнями животных службы ветеринарии Иркутской области Анна Дорофеева.

Хотя, конечно, история про шоколадный мед инспектор позабавила. Они готовы его проверить, если поступит соответствующая жалоба от потребителя.

Разумеется, просьбу проверить экзотический мед на предмет фальсификата мы оставили в ветнадзоре и будем ждать результатов.

Мёд от всех болезней?

Также не помешает поинтересоваться в антимонопольной службе, на каком основании продавцы размещают рядом с медом таблички, где рассказывается о чудодейственных свойствах того или иного сорта.

– Все мы знаем, что мед полезен. Но это не лекарство! Лечить или значительно улучшать течение каких-то заболеваний он не может. А если и может, то нет никаких соответствующих исследований. Как можно огульно обещать чудо? – еще один вопрос без ответа возникает у Алексея Глущенко.

Изучение массы публикаций на тему ярмарочного меда в интернете привели меня в шок: например, по данным пермского Центра исследований и сертификации, в некоторых сортах, распространяемых через ярмарки по всей стране, настоящего меда присутствует не более 10%. В мед вводят примеси муки, мела и многих других заменителей. Пчел подкармливают сахарным сиропом. А чтобы сохранить товарный вид любимого всеми лакомства и избежать сбраживания, примешивают антибиотики и т.д. Нередко и содержание токсичного вещества оксиметилфурфурола – верного спутника разогретого, старого меда. Экзотика, вроде женьшеневого меда, по данным Центра, состоит из сахаров, патоки с минимальным содержанием какого-нибудь обычного меда.

Зачем платить больше непонятно за что?

И все бы ничего: ну кого сегодня удивишь тем, что какой-то продукт не на 100% натуральный? Ведь где-то же в России нашли сгущённое молоко, состоящее на 95% из немолочных продуктов… Но! Вопрос качества тесно привязан к цене. Ярморочный мёд, как показало наше расследование, очень дорого стоит! И чем экзотичнее мёд, тем цена выше, до 1,5 тысячи рублей за килограмм. И даже недорогой, к примеру, гречишный мёд, здесь предлагают от 460 до 600 р. за кило.

Мы отправились на Центральный рынок, чтобы сверить цены. К примеру, в первом встретившемся нам отделе «Веселая пчелка» нашли 100% натуральный мед всего 350 р. за кг. По скидке постоянного клиента в 20% и того меньше – 280 рублей за кило. В сравнении с сомнительной ярмаркой цена просто порадовала глаз. Так к местным продавцам, которые десятилетиями стоят на нашем рынке, хотя бы можно претензии предъявить в случае каких-то подозрений, а на ярмарке, которая приехала и тут же уехала, с кого спросишь?

Раиса Рубахина

 

Советы

Как выбрать качественный мед?

1. Попросите у продавца документы на мед. Он должен предоставить оригиналы форм №2 и №4, паспорт пасеки, данные исследований меда, датируемые текущим годом.

2. Наличие сотового мёда на прилавке – верный признак того, что Вам продают мед с реальной пасеки, а не с какого-нибудь завода в Китае.

3. С подозрением относитесь к меду, который стоит дороже 800 рублей. Не клюйте на маркетинговые уловки и обещания чудес исцеления мёдом.

4. Если продавец начинает нервничать, ссылаться на телефоны своих хозяев в других городах, а то и отказывать в продаже, вероятно, ему есть, что скрывать.