Выбросы есть, а проблемы нет

7 лет ago Елена Кутергина 0

 

 

ecПочему тема экологии Братска «сдулась»?

 

На прошлой неделе депутат городской думы Валерий Пигарев «ошарашил» общественность данными снегохимического анализа братской среды, который он провел на средства предпринимателей города. Сведения гласят о многократных превышениях загрязняющих веществ, однако, всерьез к озвученной информации никто не отнесся. Почему?

 

 

На прошлой неделе депутат городской думы Валерий Пигарев «ошарашил» общественность данными снегохимического анализа братской среды, который он провел в Иркутске на средства предпринимателей города. Сведения гласят о многократных превышениях загрязняющих веществ, однако, всерьез к озвученной информации никто не отнесся. Почему?

 

Дышим фтором и алюминием

 

В частности, в докладе говорится, что в период с 25 февраля по 5 мая специалисты Байкальского филиала «Сосновгеология» Федерального государственного унитарного геологического предприятия «Урангеологоразведка» отобрали 40 проб снега в ж/р Центральный, Падунский и Энергетик. Уровень загрязнения в итоговом протоколе указан в сравнении с результатами исследований предыдущих лет. В заключении указано, что в целом объем твердых веществ-загрязнителей на фоне показателей 1991 года заметно снизился. Тем не менее, уровень загрязнения на территории Братска по оценкам специалистов остается очень высоким.

 

Содержание натрия в снеговой воде превышает естественный местный фон в 5 раз, бериллия – в 17 раз, алюминия — в 90 раз, а фтора – почти в 23 раза. И это лишь малая часть загрязняющих веществ, которые были обнаружены при анализе проб.

 

Снегохимический анализ? Нет, не слышали

 

«Вечерний Братск» заинтересовался этой темой. Сразу скажем, что никакого политического подтекста в нашем интересе нет. Мы все живем в Братске, дышим единым воздухом и нам не безразлично, какие химические элементы попадают в наши легкие и легкие наших детей. За разъяснениями газета обратилась к главному экологу Братска Николаю Юшкову, природоохранному прокурору Дмитрию Петреневу, к ряду депутатов городской думы, входящих в экологическую комиссию, а также на градообразующие предприятия. Признаться, полученным ответам мы немало удивились.

 

Так, например, Николай Юшков считает, что озвученные Пигаревым данным – «ни о чём». «Доклад мы не видели, как можно о чем-то судить? Показывать его депутатам и сотрудникам администрации Валерий Николаевич отказался,» — отметил главный эколог.

 

Подобный ответ мы получили и от Дмитрия Петренева.

 

— Такой анализ проводится уже не в первый раз, и в предыдущих анализах фиксировались превышения. Нужно ознакомиться с новыми исследованиями, чтобы составить какое-то мнение о них, — сказал природоохранный прокурор.

 

Член постоянной депутатской комиссии по экологии Михаил Ермаченко оказался более многословным. Он также не смог добиться изучения доклада лично, однако, заведомо считает, что его результаты дадут мало пользы в борьбе за чистый воздух в Братске.

 

— Нужно быть честными и признать, что выбросы в Братске есть. Мы всех их ощущаем, особенно в последнюю неделю – дышать нечем, настроение у горожан подавленное. Но тот анализ, о котором говорит Валерий Николаевич, — совершенно непонятно, как его использовать. Ну выявлены превышения, и что? Кому предъявлять претензии? Где и при каких условиях конкретно брались анализы? Как в этих пробах усмотреть вину того или иного предприятия? Ведь помимо градообразующих предприятий негативное влияние на атмосферу оказывают и автомобилисты, и владельцы частных подворий и гаражей, где есть печное отопление и т.д. Вот если бы на трубах загрязнителей конкретно стояли датчики выбросов, тогда да – у нас были бы доказательства. А так, у компаний есть профессиональные юристы, которые легко опротестуют любой подобный анализ, — считает Михаил Ермаченко.

 

Пигарев пойдет на самый «верх»

 

Признаться, некоторые ответы защитников экологии нас удивили. С момента появления доклада прошла уже не одна неделя, данные в нем – далеко не самые лицеприятные, а контролирующие органы не предприняли никаких попыток выяснить, о чем же все-таки идет речь.

 

Впору задать несколько вопросов Валерию Пигареву, который зачем-то наводит тень на плетень со своим исследованием и никому доклад не показывает. Депутат согласился встретится с нашим журналистом и без всяких колебаний доклад «Сосновгеологии» представил. Разумно спросить: почему бы этот доклад просто не принести прокурору или депутатам местной думы, чтобы поставить вопрос экологии Братска ребром?

 

— А зачем мне нести доклад этим людям, если они ничего не в состоянии изменить? – говорит Валерий Пигарев. – Сейчас я веду сбор подписей горожан, которые недовольны состоянием окружающей среды в Братске. Как только мы соберем 10 тысяч подписей, наше обращение будет направлено в соответствующие органы, принимающие решения далеко не на местном уровне. И вот тогда мы увидим реальные подвижки.

 

Валерий Пигарев считает, что только усилиями горожан в 2012 году начал решаться вопрос с расселением местной зоны экологического бедствия – поселка Чекановский, негодование братчан тогда также было подтверждено упорными данными снегохимического анализа. Также удалось повлиять на компанию «Иркутскэнерго», которая перестала жечь на своих котельных непроектный уголь, что значительно снизило выбросы урана в атмосферу.

 

— Градообразующие предприятия города в последние годы сильно увеличили проектные мощности, вместе с ними выросли и объемы вредных выбросов. Да, они работают над снижением выбросов, это невозможно отрицать, и это показывает наш анализ. Но мы же понимаем, что этих усилий недостаточно. Нужно просто работать над этим, а не получать зарплату за просто так, — считает Пигарев.

 

В ходе подготовки этого материала сложилось впечатление, что тема экологии Братска несколько замалчивается, она неинтересна и, по большому счету, не нужна никому, корме самих жителей. Вот и на последнем заседании Клуба деловых людей, где участвовали руководители крупнейших предприятий-загрязнителей Братска, депутат Эдуард Демин заявил, что люди, которые поднимают тему экологии, ведут себя безответственно, ведь в Братске в последние годы сделано так много.

 

 

Елена КУТЕРГИНА

Эксперт

 

Юрий Федин, ведущий геолог поисково-ревизионной партии БФ «Сосновгеология»:

Отчет о снегохимической съемке в Братске сделан в 2016 году на основе 40 проб, данные эти известны. Такой анализ мы проводим для Братска не в первый раз. Первые данные относятся еще к 1991 году, также мы делали анализ в 2004, 2005 и в 2012 годах.

Конечно, за 25 лет в экологии Братка многое изменилось в лучшую сторону. Скажем, в сравнении с 2012-м годом данные по твердым остаткам практически сровнялись с фоновыми показателями, это свидетельствует о том, что предприятия все-таки установили эффективные фильтры. А вот по растворимому остатку картина особо не меняется. Превышения – практически на прежнем уровне. В целом экологическая картина города п-прежнему остается неблагоприятной. Как был выявлен еще в 1991 году ореол выбросов над южной частью города, так он и остался. Его размер – 9 на 21 км. Разница в том, что в начале 90-х эти данные были востребованы – на теме экологии разваливали СССР. Тогда находились средства и на снегохимический анализ и на другие исследования. Сегодня тема стала неудобной, ведь экологической революции за годы новой власти не произошло.