ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ЛЕТ

10 месяцев ago Администратор 0

Следователи Братска и района о том, как раскрывают преступления много лет спустя

Преступления прошлых лет – это уголовные дела, которые были приостановлены в связи с тем, что следователям в прошлом не хватило улик или доказательной базы, не удалось установить виновного, или преступник скрылся от органов следствия. Работа по раскрытию архивных преступлений – сейчас одно из важнейших направлений деятельности Следственного комитета России. Тома с протоколами и изъятые по делу вещественные доказательства, скрупулезно пронумерованные, лежат на полках специальных камер хранения по 15-20 лет, ждут своего часа. В этом году следователями Братского городского и районного следственных отделов СК были раскрыты несколько уголовных дел прошлых лет.

НА ПОМОЩЬ ПРИХОДЯТ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Мария Водова – один из опытных следователей-криминалистов Братска. Кроме оперативно-разыскной работы по «горячим следам» на месте совершения преступления, она работает с архивными делами прошлых лет. В мае следственный отдел по Братску завершил расследование убийства пожилой женщины, которое 21 год назад произошло в деревянном доме на улице Южной. Следователь нашла зацепку в показаниях одного из свидетелей. В ночь убийства соседка слышала шум и увидела в дверной глазок, как из квартиры вышел мужчина. Он был приятелем семьи и часто бывал здесь в гостях, но почему-то тогда не стал подозреваемым.

– Этот гражданин был кратко допрошен по уголовному делу в те годы. Он тогда пояснил, что приходил к этой знакомой, – рассказывает следователь-криминалист  Мария Водова. – Они вместе распивали спиртные напитки, потом он ушёл домой. Соседка говорила, что она видела, как этот мужчина выходил из квартиры потерпевшей, но называла немного иной период времени. Он говорил, что ушёл раньше и тогда создал легенду среди родственников потерпевшей о том, что он не причастен к преступлению. И круг общения говорил, что он не мог убить. Спустя столько лет мужчина был установлен и доставлен в отдел.

На допросе 42-летний житель Нижнеилимского района дал следователям признательные показания, раскаялся и рассказал о событиях, с момента которых прошло уже больше 20 лет. В тот вечер он распивал алкоголь с пожилой матерью своей знакомой, в ходе застолья они повздорили. Конфликт закончился убийством. Срок давности по этому преступлению истёк, и дело в суде было закрыто. На судебном заседании подозреваемый признался, что ему только сейчас стало легче. Столько лет он жил и ждал, что его найдут.

Кроме профессиональной смекалки, сегодня собирать доказательства помогают современные технологии, о которых 20-30 лет назад следователи и не мечтали. Правоохранительные органы в наши дни располагают огромной базой генетических данных подозреваемых, обвиняемых и осуждённых.

– Дела прошлых лет – это, в основном, дела 90-х, когда не проводилась генетическая экспертиза. Была только биологическая, но она была не настолько информативной, как генетическая. Если устанавливается генотип, то наша задача найти лицо, кому принадлежит этот генотип. Сейчас производство судебных экспертиз шагнуло намного вперёд. Есть ряд экспертиз, которые можно провести по вещественным доказательствам, и они нам очень сильно помогают. Благодаря этим экспертизам мы можем раскрывать уголовные дела. На тот момент таких технологий даже не существовало, – поясняет следователь-криминалист.

НАЧИНАТЬ ЗАНОВО

Подобрать ключ к разгадке, казалось бы, безнадёжного дела спустя многие годы помогает и свежий взгляд. Так было раскрыто убийство 2004 года. На улице Подбельского в квартире было обнаружено тело 29-летней женщины. Через год производство предварительного следствия по этому уголовному делу было приостановлено, виновное лицо так и не смогли установить. Спустя 18 лет дело снова достали из архива.

– Когда смотришь уголовные дела, сразу возникает ощущение – имеется перспектива у этого дела или нет. Бывает, что дело малоперспективное, не было лица, которое подлежало привлечению, и никто на него не давал показания, а читаешь свежим взглядом, какие-то моменты сопоставляешь: где находился, как находился, круг общения смотришь. Зачастую, когда начинаешь проверять причастность этих лиц к совершённому преступлению, то удаётся найти и установить виновное лицо, – продолжает Мария Водова.

Преступление было успешно раскрыто. Убийцей оказался 45-летний мужчина, в те годы наркозависимый. В квартиру он приходил за деньгами и наркотическими средствами. После грабежа задушил потерпевшую целлофановым пакетом и «залёг на дно» на много лет.

– При проверке показаний на месте подтвердилась его причастность к преступлению. Он показал свою осведомлённость. Спустя столько лет, находясь на месте происшествия, он подробно рассказал, где какая мебель находилась, положение трупа, механизм совершения преступления. Показания подозреваемого совпали с тем, что было написано много лет назад во время осмотра места происшествия, – говорит следователь.

За убийство 19-летней давности подозреваемого приговорили к 14 годам лишения свободы. Отбывать наказание он отправился в колонию строгого режима.

НЕ СМОГ БОЛЬШЕ ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ

Иногда виновники преступлений всё-таки признаются сами. Летом 2020 года в правоохранительные органы Братска с явкой с повинной пришёл 38-летний мужчина. Он признался в убийстве женщины, которое он и его товарищи совершили 22 года назад. В апреле 1999-го трое студентов 16-17 лет стали свидетелями драки возле кафе «Калипсо». Парни заступились за девушку, после чего она пригласила случайных знакомых к себе в гости в квартиру на Космонавтов. Молодые люди сначала выпивали и общались, потом захотели большего. Они изнасиловали 26-летнюю женщину и нанесли ей ножевое ранение в шею, чтобы она не сообщила ничего в полицию.

– Тогда на месте был проведён, на самом деле, колоссальный комплекс оперативно-разыскных мероприятий. Допрашивались все свидетели, кто бы мог даже в окошко видеть. Следователями отрабатывался круг общения этой девушки полностью: начиная от соседей, заканчивая теми, с кем она могла общаться, с кем она жила, с кем дружила. Эти молодые люди вообще не входили в круг её общения. Это были случайные встретившиеся на улице парни. Про них никто в окружении девушки не знал. Они пришли в ту случайную ночь, совершили преступление и ушли, не оставив никаких генетических и биологических материалов и следов, – говорит Мария Водова.

На допросе мужчина рассказал все детали и назвал имена лиц, причастных к убийству с изнасилованием. Как следует из материалов дела и очных ставок, после совершения преступления дороги молодых людей разошлись. Они не поддерживали отношения, каждый жил с их общей тайной. За данное преступление суд  назначил им наказание в виде 4 лет лишения свободы и 4 года 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Третьего соучастника громкого дела на момент вынесения приговора уже не было в живых.

Мария ВОДОВА, следователь-криминалист СО по городу Братску Следственного комитета по Иркутской области:

«У них у всех есть ощущение не понесённого наказания. Они не забывают об этом и все эти годы живут в страхе. Эти люди всю жизнь живут со страхом того, что к ним постучатся в дверь. Подозреваемые говорят: «Да, лучше бы тогда нас привлекли, я бы отсидел, вышел. Наверное бы, я столько лет не мучился с этой мыслью, не жил с чувством вины».

ВИХОРЕВСКИЙ САМОСУД  

Четверть века оставался безнаказанным и житель Вихоревки, который в далёком 1997 году убил сразу двоих человек. Криминальная драма развернулась в обычном дачном доме. Для постоянного места жительства его снимали двое продавцов фруктов с местного рынка. Со своим убийцей они были знакомы, не раз выпивали в общей компании. На одной из таких посиделок осуждённый решил постоять за честь девушки. В слезах она якобы пожаловалась, что один из торговцев предлагал ей более близкие отношения.

– Когда один потерпевший вышел, осуждённый взял топор и забил одного из мужчин, потом несколько раз ударил ножом, а труп спрятал в другую комнату. Он успел даже помыть пол, чтобы подозрений не было. Тут же возвращается его товарищ, и мужчина снова берёт в руки топор и убивает уже второго. На допросах он признался, что на самом деле выдумал эту историю, что «хотел постоять за честь дамы». Он знал, что у убитых есть деньги и шёл к ним в тот вечер за деньгами, – рассказывает руководитель Следственного отдела по Братскому району Павел Колесников.

После убийства с подельником они рассыпали по полу угли и золу из печи, высыпали чёрный молотый перец, чтобы служебная собака не смогла выйти на след. Два обгоревших трупа с признаками криминальной смерти нашли в ходе тушения пожара. Глава районного следственного отдела Павел Колесников говорит, что архивное уголовное дело о двойном убийстве в Вихоревке долгие годы оставалось не раскрытым. Периодически изучая пожелтевшие страницы с показаниями 25-летней давности, следователи не находили ни единой зацепки. Новые обстоятельства открылись в прошлом году. В уголовный розыск поступила оперативная информация, что есть женщина, которая знает, кто совершил убийство. Она и указала правоохранительным органам на конкретного гражданина.

На допрос к следователям спустя столько лет пришёл уже пожилой мужчина. 63-летний пенсионер был уверен, что всех очевидцев уже нет в живых. Все эти годы он вёл обычную семейную жизнь, работал сторожем, иногда выпивал и всю жизнь хранил тайну о совершённом им двойном убийстве. В ходе оперативно-разыскных мероприятий сотрудникам Следственного комитета совместно с оперативниками МВД удалось найти ещё двух свидетельниц. Молодые девушки, которые в тот злополучный вечер оказались на даче за одним столом с убийцей, за столько лет никому не рассказали о случившемся. Как признались они на допросе, «боялись, что убийца останется на свободе и решит им отомстить».

– Всегда сложность в таких делах заключается в том, что они долго лежат. Во-первых, очень сложно найти людей спустя 25 лет, половина тех, с кем мы работали, находились за пределами города и даже Братского района. Вторая сложность – со временем утрачиваются следы преступления. По этому делу у нас было орудие преступления: остался топор, его нашли ещё при первоначальном осмотре, он не успел сгореть. Но когда начали проводить экспертизы, они оказались не результативны. Никакого генетического материала убийцы на топоре уже не осталось, – поясняет Павел Колесников.

В деле о Вихоревском самосуде точку поставили этой весной. На месте преступления подозреваемый показал следственной группе, как совершил убийство. По приговору Братского районного суда пенсионер получил пять лет колонии строгого режима.

Наталия ЗАХАРОВА