В новом столетии Братск утроил производство мусора

12 лет ago Елена Кутергина 0

svalkaЕсли тенденция сохранится, через несколько лет Братск может пережить мусорный коллапс

 

За последнюю четверть века в России произошли колоссальные перемены. Куда ни глянь – везде изменения. Коснулись они и такого интересного показателя нашей с вами жизни, как… бытовой мусор. Городские дворники старшего возраста, что еще помнят Советский Союз, за голову хватаются от того, насколько больше мы стали производить всевозможных отходов.

Если тенденция сохранится, через несколько лет Братск может пережить мусорный коллапс

 

За последнюю четверть века в России произошли колоссальные перемены. Куда ни глянь – везде изменения. Коснулись они и такого интересного показателя нашей с вами жизни, как… бытовой мусор. Городские дворники старшего возраста, что еще помнят Советский Союз, за голову хватаются от того, насколько больше мы стали производить всевозможных отходов.

 

Да и сам мусор стал совсем другой – более технологичный, что ли. Раньше, как правило, выбрасывали то, что легко потом разлагалось на свалке. Сегодняшний мусор чуть ли не сотни лет сохраняется в природе, причиняя вред окружающей среде.

 

25 лет назад мусор был преимущественно органическим, рассказывает начальник ОРК Братского полигона ТБО Наталья Шнайдер. Люди в то время практически не пользовались полиэтиленовыми пакетами. А если кто и покупал такой пакет, то употреблял его множество раз, аккуратно складывая его после каждого применения. Во времена перестройки даже продавались разборные пластмассовые ручки для пакетов. В основном же, вещи и продукты носили в авоськах, сетках и сумках. А сейчас мы и мусор выносим в полиэтиленовых пакетах, в то время как раньше в ведрах выносили. Кроме того, материалы, из которых прежде шили одежду и обувь, были, как правило, натуральными; сейчас же это синтетика, которая долгое время не поддается разложению. Стекла было гораздо меньше, потому что традиционные стеклянные бутылки из-под молока и кефира сдавали обратно в магазины.

 

Еще одно новшество нового времени – евроремонты. Технологии ремонта настолько ушли вперед, что теперь, по сути, в квартире поменять можно буквально все за исключением разве что несущих железобетонных стен. С одной стороны это хорошо, но с другой – плохо, ведь в результате появляется новый вид мусора – строительный. Люди меняют окна, двери, полы. Кроме того, мы гораздо чаще теперь меняем мебель. Весь этот хлам, пропитанный клеем, краской, растворителями и легко возгорающийся, попадает на городские свалки в огромных количествах. Там же оказывается старая сантехника, которую мы тоже меняем теперь гораздо чаще, чем 20-30 лет назад.

 

Это лишь несколько примеров того, как изменился наш мусор за последние годы. Еще более красноречивы статистические данные. Мало кто знает, но есть у работников ЖКХ такой интересный норматив – количество мусора, который в среднем производит один житель города за год. 12 лет назад, в 2012 году, этот показатель был равен одному кубометру мусора. Через три года он увеличился в полтора раза – до полутора кубометров. А в 2010 году норматив составил 2,4 кубометра на одного человека. Вам показались незначительными эти цифры? Не обольщайтесь. Речь идет об уже спрессованном мусоре, когда кубометр весит порядка 250 килограммов.

 

По словам экспертов, происходит вот что. Потребительская способность горожан с каждым годом становится все выше. Растет потребление – растет и количество отходов. А охрана окружающей среды попросту не успевает за такими темпами. Сегодня городской полигон бытовых отходов практически полностью заполнен. Ведутся работы по его расширению, но специалисты прогнозируют: если тенденция сохранится, то уже через несколько лет Братск может пережить настоящий мусорный коллапс.

 

Добавим сюда еще и плохую ситуацию с несанкционированными свалками. Местные власти, как могут, борются с ними, но они снова возникают там и сям по периметру жилых кварталов. Кстати, именно они привлекли голодных медведей в наш город. Многие до сих пор недооценивают вред, который приносят «рукотворные» помойки людям. Они загрязняют не только землю, но и подземные воды.

 

— Неважно где была загрязнена вода. В итоге она приходит к нам. Вот мы все знаем, что проблемы экологии в нашем городе – это выбросы в воздух, но не все задумываются, что чаще наша вода загрязняется отходами, а не вредными выбросами предприятий, — говорит заведующий отделом охраны окружающей среды Николай Юшков.

 

Решение проблемы, конечно, есть. Утилизация мусора – дело хорошо развитое в передовых странах. И мы могли бы перенять этот опыт. Нужно чтобы в городе работали специальные заводы по переработке отходов. Чиновники говорят, что инициативы такие есть, Однако интерес местных предпринимателей к этому делу быстро перегорает, ведь нужна лицензия и прочие чисто бюрократические штучки. На сегодняшний день у нас работает пункт приема макулатуры и пункт приема опасных отходов, куда принимают медицинские и ртутьсодержащие отходы, энергосберегающие лампы. Пока это все. Ближайшие к нам заводы по переработке других видов мусора находятся в Иркутске и Ангарске. Возить туда наш мусор накладно.

 

А еще за последние годы во многом изменились способы избавления от бытового мусора.

 

— Мусор выбрасывают прямо из окон квартир,- жалуется дворник Людмила Исаева. – Окурки постоянно летят нам на головы. Крупногабаритный мусор не доносят даже до контейнеров, а бросают прямо у подъезда.

 

Ольга ОВЧИННИКОВА.

 

 

Из чего состоит наш мусор?

 

Пищевые отходы – 32%
Бумага – 26%
Полимеры – 9%
Дерево – 5%
Текстиль – 2%
Стекло – 6%
Строительный мусор – 4%
Отсев – 4%
Кожа, резина – 4%
Металл – 3,5%
Камни – 2%
Многослойный мусор – 1,5%
Кости – 1%

__________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Три года назад зимой загорелась городская свалка. Едкий дым несколько дней стоял над Братском. Огромные силы были брошены на тушение пожара. Есть мнение, что тление различных химических отходов в глубинах свалки происходит постоянно, и потушить его попросту невозможно. Таким образом, возгорание может произойти в любой момент: огонь вырвется наружу, и городские кварталы вновь погрузятся в едкий туман.

 

svalka